Социальная структура общества. Классификация и многообразие социальных групп Причинами многообразия социальных групп является

Формы социального взаимодействия.

Сотрудничество – форма социального взаимодействия, характеризующаяся обоюдной заинтересованностью, направленностью на достижение возникающей совместной цели, подкрепление взаимодействия такими средствами, как признательность, уважение, поддержка и др.

Соперничество – форма социального взаимодействия, для которой характерны: стремление к подчинению, отстранению соперника, отсутствие общей, совместной цели, зависть, неприязнь, озлобление.

Конфликт – форма социального взаимодействия, возникающая при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов.

Социальная структура – внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами социальных взаимодействий.

Элементы социальной структуры:

Этническая структура (род, племя, народность, нация)

Демографическая структура (группы по возрасту и полу)

Поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т.д.)

Классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне, средний класс)

Профессионально-образовательная структура.

Социальная структура включает:
социальные общности- реально существующие совокупности людей, характеризующиеся относительной целостностью. Более или менее сходными условиями жизни и образом жизни, а также, более или менее сходными интересами и могущие выступать в качестве самостоятельных субъектов социального действия. социальные группы – устойчивая совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, установок. социальные слои (страты) – большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества. В основе: общественное распределение результатов труда (т.е. социальных благ). социальные институты – устойчивые формы организации взаимоотношений между людьми, которые складываются по поводу удовлетворения жизненно важных социальных потребностей.
Признаки социальной общности: - сходство условий жизнедеятельности - общность потребностей - наличие совместной деятельности - формирование собственной культуры - социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности. Классификации социальных групп. 1. По численности:большие (нация, демографическая общность, профессиональная), малые (семья, бригада, взвод, ученический класс). 2. По характеру взаимодействия: первичные (прямое эмоциональное взаимодействие членов группы), вторичные(функциональные связи). 3. По способу организации и регулирования взаимодействия: формальные (организованные, имеющие официальный статус – семья, студенческая группа, армейская рота), неформальные (неорганизованные, стихийно сложившиеся – влюбленная пара, коллекционеры). 4. По реально существующему признаку:реальные (по доходу, возрасту, полу), номинальные (основанные на косвенном взаимодействии – пассажиры в транспорте, радиослушатели и др.). Различаются: - по уровню и источникам доходов - по уровню образования - по профессиям - по бытовым условиям - по включенности во властные структуры - по отношениям к собственности - по социальному престижу - по самооценке своей позиции в обществе - по качеству жизни. Возникли из необходимости организовать, закрепить, обеспечить стабильность таких взаимоотношений, от которых зависит самодостаточное существование общества (институты семьи, брака, государства, церкви, школы, собственности, рынка и т.д.).
Виды социальных общностей: - классы и социальные слои (страты) - социально-демографические - профессиональные - конфессиональные (религиозные) - этнические и территориальные - сложившиеся в зависимости от интереса индивидов и др. В основании социальных институтов лежат социальные нормы, т.е. выработанные обществом правила или образцы поведения людей в различных социальных обстоятельствах.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПОНЯТИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА, ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, МАРГИНАЛЫ, СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ЕЁ ВИДЫ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ.


МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА СОСТОИТ ИЗ СФЕР: ДУХОВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДИ ОБЬЕДИНЯЮТСЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ГРУППЫ: СЕМЬЯ, ОБЩИНА, НАРОДНОСТЬ, НАЦИЯ, КЛАСС. ВСЕ ОНИ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО РАЗМЕРУ И РОЛИ. НО ВСЕ ОНИ ВХОДЯТ В КАТЕГОРИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. СОЦИУМ- ОБЩЕСТВО, ПОЭТОМУ ВОЗНИКАЯ ПО ОБЬЕКТИВНЫМ ПРИЧИНАМ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ НЕСУТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СВЯЗИ И ПРИЗНАКИ: НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, РЕЛИГИЯ, ОБРАЗ ЖИЗНИ И Т.Д.


МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. В ЧЕМ ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ: СОЦИОЛОГИ ОБЬЯСНЯЮТ ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: 1.ОБЩЕСТВЕННЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА. 2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОТДЕЛЕНИЕМ РЕМЕСЛА ОТ С/Х- РЕМЕСЛЕННИКИ С РАЗДЕЛЕНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА: ЭКОНОМИЧЕСКУЮ, ПОЛИТИЧЕСКУЮ, И Т.Д. ПРОИСХОДИТ ПОЯВЛЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ГРУПП: БОГАТЫХ И БЕДНЫХ, ЛИДЕРОВ И МАСС. СУЩЕСТВОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: УСЛОВИЯМИ БЫТА, КУЛЬТУРЫ, СОЦ. НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ


КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ЕДИНОЙ ТИПОЛОГИИ НЕ СУШЕСТВУЕТ: УСЛОВНОЕ ДЕЛЕНИЕ НА МАЛЫЕ И БОЛЬШИЕ ГРУППЫ: 1.МАЛЫЕ- СЕМЬЯ, КЛАСС 2.БОЛЬШИЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ ВЫДЕЛЯЮТ ТАКЖЕ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ ПО ПРИРОДНЫМ ПРИЗНАКАМ: РАСА, ПОЛ, ВОЗРАСТ: БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ МАРГИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. В НИХ ВХОДЯТ ЛЮДИ, ПОТЕРЯВШИЕ ПРИВЫЧНЫЕ ЧЕРТЫ ЖИЗНИ. НАЛИЧИЕ БОЛЬШИХ СЛОЕВ МАРГИНАЛОВ НЕ СПОСОБСТВУЕТ СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА. ОСОБУЮ ОПАСНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЮТ:ЛЮМПЕНЫ


СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО РАЗЛИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ЗАНИМАЮТ РАЗНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕОДИНАКОВЫМИ ПРАВАМИ И ОБЯЗАННОСТЯМИ, ОТНОШЕНИЕМ К ВЛАСТИ И ДОХОДАМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ЗАНИМАЮЩИЕ РАЗНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ СУЩЕСТВОВАНИЕ НЕРАВЕНСТВА НЕ СНИМАЕТ ВОПРОСА О СОЦИАЛЬНОМ РАВЕНСТВЕ. СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ: 1. МАРКСИЗМ СЧИТАЕТ, ЧТО, НЕРАВЕНСТВО СВЯЗАНО С ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. 2.СОЦ. РАВЕНСТВО – УТОПИЯ. 3.В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ СОЦ. РАВЕНСТВО ЭТО РАВЕНСТВО ПЕРЕД ЗАКОНОМ И РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ


СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ. ВЗАМОСВЯЗАННЫЕ МЕЖДУ СОБОЙ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ОБРАЗУЮТ СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА.КАКОЙ ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ? КЛАССОВЫЙ ПОДХОД МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ В ОСНОВЕ ДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА НА КЛАССЫ КРИТЕРИЙ СОБСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА СТРАТЫ(ОТ ЛАТ. СЛОИ) КРИТЕРИИ: ДОХОД, ОБЬЕМ ВЛАСТИ, ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ, УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ. КЛАСС НА СЛОИ:СРЕДНИЙ ВЫСШИЙ, СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ НИЗШИЙ


СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА В ПАТРИАРХАЛЬНОМ, ФЕОДАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВАХ КРАЙНЕ ОГРАНИЧЕНЫ (СОСЛОВИЯ, КАСТЫ) В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ СНЯТЫ ОГРАНИЧЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ. ПЕРЕХОД ИЗ ОДНОЙ СОЦ. ГРУПП В ДРУГУЮ: СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СОЦ. МОБИЛЬНОСТЬ НАПРИМЕР: ИЗ СЕМЬИ В ДРУГУЮ ВЕРТИКАЛЬНАЯ СОЦ. МОБИЛЬНОСТЬ. ВОСХОДЯЩАЯ И НИСХОДЯЩАЯ ПУТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ОДНИХ ГРУПП В ДРУГИЕ: КАНАЛЫ СОЦ МОБИЛЬНОСТИ ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ. (АРМИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, БРАК И Т.Д.)


СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ. ИНТЕРЕСЫ ЛЮДЕЙ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛОЖЕНИЕМ СОЦ. ГРУППЫ В ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКА В НЕЙ НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ СОЦ. ИНТРЕСЫ ВОПЛОЩАЮТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЕЁ НАПРАВЛЕННОСТИ, ХАРАКТЕРЕ, РЕЗУЛЬТАТАХ. ОНИ НАПРАВЕНЫ НА СОХРАНЕНИЕ В ГРУППЕ ОТНОШЕНИЙ, ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ СОЦ. ГРУППЫ ОТСТАИВАЮТ СВОИ ИНТЕРЕСЫ И ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА ПОЛИТИКУ: МАРШИ, ДЕМОНСТРАЦИИ, ВЫБОРЫ, СОЗДАНИЕ ПАРТИЙ


ВЫВОДЫ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДИ ПО ОБЪЕКТИВНЫМ ПРИЧИНАМ ОБЬЕДИНЯЮТСЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ГРУППЫ. МНОГООБРАЗИЕ ЭТИХ ГРУПП СВЯЗАНО С РАЗДЕЛЕНИЕМ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ КРОМЕ ЭТОГО ЛЮДИ ОБЪЕДИНЯТСЯ ПО УСЛОВИЯМ БЫТА, КУЛЬТУРЫ, ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ, ПО БИОСОЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ. ПРОМЕЖУТОЧНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ МАРГИНАЛЫ И ЛЮМПЕНЫ РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАЗЫВАЮТ СОЦ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ. СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА СОЦ. НЕРАВЕНСТВО, ОТ ЕСТЕСТВЕННОГО ЕЁ ХАРАКТЕРА ДО ОТРИЦАНИЯ. СОВРЕМЕННАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ: РАВЕНСТВО ПРЕД ЗАКОНОМ И РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ


ВЫВОДЫ ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ – КЛАСС, НО ПО МАРКСИЗМУ ОН ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕМ К СОБСТВЕННОСТИ. СОГЛАСНО ТЕОРИИ СОЦ. СТРАТИФИКАЦИИ КЛАССЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ЕЩЕ И ОТНОШЕНИЕМ К ВЛАСТИ, УРОВНЕМ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБЩЕСТВО НА СТРАТЫ- СЛОИ. СПОСОБНОСТЬ ЛЮДЕЙ ИЗМЕНЯТЬ СВОЙ СТАТУС НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ. ЧЕМ СВОБОДНЕЕ ОБЩЕСТВО ТЕМ ЛУЧШЕ РАБОТАЮТ СОЦ. ЛИФТЫ. ЗАЩИЩАЯ СВОИ ИНТЕРЕСЫ ЛЮДИ ВЛИЯЮТ НА ПОЛИТИКУ И Т. Д,ТАК КАК В ОСНОВЕ СОЦ. ИНТЕРЕСОВ ГРУППЫ ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ДОСТУПА К СОЦ. БЛАГАМ. ИСТОЧНИКИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБ. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА- 2 ИЗД. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ

Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего раз­нообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности - профессиональные интересы, общая идеология, этнические при­знаки?

На этом основании можно выделить три вида групп (см. рис. 1, с 279):

Социальные группы, которые образованы, так сказать, по аскриптивному (приписанному от рождения) признаку: ра­совые, этнические группы, территориальные, группы на ос­новании родства, социально-демографические группы и т.п.;



статусные (и профессиональные) группы, возникшие в ре­
зультате социального разделения труда, институализации
социальных связей, т.е. группы, образованные на основа­
нии сходства социального положения, позиций в обще­
стве: рабочий класс, крестьянство, инженерно-техничес­
кие работники, учительство, чиновничество, предприни­
матели и т.д.;

целевые группы (организации), т.е. группы, организованные
для решения тех или иных задач - хозяйственных, науч­
но-исследовательских, политических, просветительских
и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловлива­
ет, как правило, наличие более или менее жесткой форма­
лизованной системы взаимных прав и обязательств участ­
ников группы, контроля за выполнением этих обязательств,
наличие официальной структуры, разделения функций,
статусов и ролей работников организации, наличие лиде­
ра-руководителя и т.д. Взаимодействия в целевых группах
высокоинституализированы, что повышает надежность
получения групповых эффектов.

Приведенный перечень групп свидетельствует об огромном мно­гообразии задач, интересов, целей, ради которых люди могут объе­диняться в группы. Это особенно необходимо учитывать при изу­чении конкретных социальных проблем, роли социальных групп в их решении. Иначе говоря, эта классификация групп основана на содержательных аспектах социальных процессов.



В то же время существует и другая классификация групп - на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринима­телях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют уча­стники группы - непосредственно или опосредованно.

Так, для некоторых социальных групп характерно наличие не­посредственных личных солидарных взаимодействий, которые, ес­тественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа парт­неров. Соответственно, они называются малыми группами. Нали­чие прямого общения сказывается на внутригрупповых взаимо­действиях - их персонифицированном характере, возможности более полной идентификации индивида с «Мы».

Большие группы - это многотысячные группы людей, разбро­санные на обширных пространствах, ввиду чего для них харак­терны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая группа (а это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности), как правило, включает малые группы (бригада рабо­чих, национально-культурная община и др.).


Группы могут быть формальными и неформальными, что особен­но важно для малых групп. В больших группах, которые имеют сложную макроструктуру, формализованные.подгруппы (профсо­юзы, партии) могут составлять лишь своеобразный костяк общ­ности.

МАЛАЯ ГРУППА

Роль малых групп ъ жизни простого человека, да и всего общества трудно переоценить.

Как и всякая социальная группа, малая группа - это посто­янная, самовозобновляющаяся система взаимодействий между ее участниками, не случайный набор людей, а устойчивое объе­динение.

Основные черты социальных групп характерны и для малых групп. Но существует и ряд специфических особенностей, на ко­торые единодушно указывают Дж. Хоманс, Р. Мертон, Р. Бейлз, Г.М. Андреева, М.С Комаров, А.И. Кравченко, С.С. Фролов и др.

Во-первых, в малых группах обязательно прямое взаимодей­
ствие,
хорошее знакомство партнеров друг с^другом. >

Во-вторых, в малой группе относительно небольшое число участ­ников (это и позволяет им знать друг друга и находиться в опреде­ленной возобновляемой системе непосредственных связей) - от 2-3 до 20-25 человек. По мнению ряда авторов, максимальная численность составляет 10-15 человек, а оптимальная - 7- 9 человек.

Эти особенности обусловливают ряд отличительных черт внут­ригрупповых взаимодействий в малой группе:

Они носят персонифицированный характер;

У участника группы легко формируется «Мы-сознание», ибо
«Мы» легко и персонально осязаемо. Любой участник группы
легко соотносит себя с ней;

В малой группе эффективно может осуществляться груп­
повой контроль (и самоконтроль).
Человек постоянно на
виду, он постоянно мысленно проигрывает вероятную ре­
акцию на свои поступки со стороны партнеров, имеет до­
стоверные ожидания относительно возможной реакции
каждого партнера;

Структура малой группы, выработанные в ней статусно-
ролевые стандарты поведения, традиции, групповые нор­
мы в значительной мере неповторимо индивидуализирова­
ны,
т.е. адекватны конкретному составу участников, их
психологическим, нравственным, профессиональным осо­
бенностям. Это характерно и для неформальной малой группы,
и формальной (в меньшей степени). Но в любых малых
группах групповые нормы и стандарты поведения в зна­
чительной части формируются методом проб и ошибок,



«подгоняются» под индивидуально-личностные особеннос­ти конкретных индивидов. Поэтому групповые нормы име­ют низкую способность к самовоспроизводству (особенно в неформальной малой группе).

Синтез данных особенностей составляет неповторимость атмос­феры малой группы. Здесь кипят истинные страсти и предпочте­ния, нормы поведения здесь не воображаемые, а ощутимые. Это реальная, легко воспринимаемая и глубоко переживаемая среда социальных действий. Этим объясняется особая роль малых групп в формировании личности, ее социализации: именно в малых груп­пах человек получает наиболее впечатляющие жизненные уроки, индивидуальный опыт, приобщается к коллективному опыту.по­колений.

Связь «личность - общество» осуществляется преимуществен­но через десятки малых групп, в которые вовлечен индивид. Ре­альное, эмпирически осязаемое общество обязательно репрезен­тируется через малые группы, предстает в связях, нормах поведе­ния ее членов. Любые макропроцессы реализуются в той мере, в какой в них оказались вовлечены малые группы, т.е. прокладыва­ют себе путь через процессы, происходящие в малых группах.

Способность малой группы выступать посредником во взаимо­отношениях отдельной личности и предприятия, социального слоя (класса), общества в целом было подтверждено рядом социологи­ческих исследований*.

Хотторнский эксперимент, в частности, показал, что идентифика­ция рядовых работников с компанией зависит от степени уваже­ния и общности между доверенными лицами компании и малой группой.

Исследования, проводившиеся во время второй мировой войны, показали, что боеспособность зависит от сети накладывающихся друг на друга связей в малой группе, лояльности бойца по отно­шению к товарищам: он не должен подводить своих парней.

Значение малой группы во взаимодействии индивида с макро­процессами, нацией, обществом в целом облегчает понимание про­цессов интеграции больших социальных групп.

Но важен и более масштабный аспект осмысления роли малой группы в общественной жизни. Можно ли говорить, например, о благополучии в армии, если в ее микрогруппах массовый масштаб принимают дедовщина, дезертирство? Можно ли говорить о мо-

* См.: Миллз Г. О социологии малых групп. В кн.: Американская социология.
Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.

* См. адаптированный перевод текста Ч. Кули «Первичные группы». В кн.:
Кравченко А.И. Основы социологии. - М., 1997, с. 261-265.


рально здоровом обществе, если в нем нередко процветают кумов­ство, интриги и т.д.?

Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные (что, по нашему мнению, соответствует первичным и вторичным социальным взаимодействиям, связям, отношениям).

Первым на наличие первичных малых групп указал американ­ский социолог Ч. Кули. Подчеркивая значение первичных отно­шений между людьми, в которых реализуется подлинная челове­ческая природа (речь идет о таких чувствах, как любовь, негодо­вание, тщеславие, привязанность, честолюбие и т.д.), Ч. Кули впервые обратил внимание на роль тех социальных групп, кото­рые строятся на основе межличностной интеграции**.

Между тем идеи Ч. Кули и проделанный им анализ довольно противоречивы, а подчас просто нелогичны? Фактически, говоря о первичных группах, он имеет в виду любые малые группы, выд­вигая в качестве признака первичных отношений наличие непос­редственного межличностного контакта. В другом месте главным признаком первичных групп он называет доверительные, интим­ные отношения, противопоставляя их формальным отношениям. Но не всякие неформальные отношения носят доверительный, интимный характер. Поведение студента по отношению к ректо­ру, как мы уже говорили, согласно неписаному правилу будет под­черкнуто уважительным, даже с некоторыми элементами заиски­вания, почтения, но отнюдь не доверительным. Можно согласиться с Г.М. Андреевой, что предложенные Ч. Кули основания для выделения первичных групп привели к серьезным, довольно драматическим противоречиям*. Поэтому современные социологи, признавая «авторские права» Ч. Кули на термин «пер­вичная группа», этот термин фактически толкуют иначе.

Под первичной группой (точнее, группой, основанной на пер­вичных отношениях) принято подразумевать малую группу, ин­тегрированную на основе таких исходных (первичных) призна­ков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональ­ная привязанность, доверительность. Отношения в первичных груп­пах (семья, сверстники, друзья и др.) наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны. Взаимодей­ствия в первичных группах в наименьшей степени «огрублены», обусловлены социально-рациональными соображениями выгоды, корысти, карьеры. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности.

Вследствие этого первичная группа характеризуется:

Эффектом нерасторжимости «Я» и «Мы»;

* См.: Андреева Г.М. Социальная психология. -^ М., 1980, с. 242-243.

Общая социология


Достаточно высоким уровнем признания каждым ее участ­
ником мнения членов группы (родителей, друзей), их глу­
боким переживанием;

Высоким уровнем признания принятых в группе норм,
правил, стиля поведения, моды, вкусов.

В результате первичная группа играет огромную роль в форми­ровании у личности базовых ценностных ориентации, нравствен­ных принципов, вкусов, предпочтений и т.д. и осуществляет соот­ветствующий социальный контроль, который носит хотя и нефор­мальный, но достаточно глубокий характер.

Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Если первичные группы в современном обществе су­ществуют лишь в виде малой группы, сформированной на основе межличностных взаимоотношений, то вторичная группа может быть и большой, и средней (ЗИЛ, МГУ и др.), и малой (кафед­ра, отдел, бригада).

Трудности выявления и определения вторичной группы свя­заны с определением вторичных отношений. Вторичные отноше­ния - это отнюдь не синоним формальных отношений (вспом­ним пример про отношения между студентом и ректором, регу­лируемые неписаными нормами, - это вторичные отношения, но неформальные).

Нам представляется, что разделение групп на первичные и вто­ричные аналогично классификации взаимодействий людей, пред­ложенной Ф. Теннисом: община с ее инстинктивной волей и обще­ство с его рациональной (избирательной) волей. В первичных груп~ пах отношения между людьми индивидуально-адресные, партику-ляристские (к одному из друзей человек может испытывать боль­шую симпатию, чем к другому), а вторичные группы объединяют людей, связанных «поневоле», в силу исполнения определенных функций, статусов, ролей, а не наличия симпатии или антипатии. Основу вторичных групп составляет рациональный расчет, соци­альные контакты здесь носят безличный, односторонний и утили­тарный характер*. Отношения между участниками вторичных групп являются как формальными, так и неформальными (например, заведующий отделом руководствуется в своих отношениях с под­чиненными как законом, инструкциями, так и неписаными пра­вилами, принятыми в данном сообществе).

Вторичная группа организуется в основных социальных инсти­тутах (экономических, политических, образования) на базе раз­личных учреждений, предприятий, школ, партийных организаций и т.д.

* Фролов С.С. Социология, с. 160. 322


Следует сделать два специальных пояснения.

1. Вторичные малые группы, как и все малые группы, харак­
теризуются эмоциональной полнокровностью, осязаемостью, эм­
пирической, практической достоверностью. Но эта эмоциональ­
ность вторична, опосредована функциональными.соображения­
ми, нормами. Эмоциональность чаще всего выступает фоном для
реализации прагматичных, функционально целесообразных рас­
четов.

Во вторичных группах могут образовываться первичные отно­
шения между партнерами, возникать параллельные первичные
группы, объединяющие людей по признаку симпатии, совмест­
ного проведения свободного времени. Здесь уже иной мир, иная
логика отношений. ."

Анализ вторичных отношений и, соответственно, вторичных групп имеет существенное значение как для социальной науки, так и для социальной практики. В реальности в малой группе тесно переплетены первичные и вторичные (служебно-функцио-нальные) межличностные отношения. Но их необходимо четко разделять: первые ориентированы на «другого», на его индиви­дуально-личностные качества, симпатии, а вторые - на цель, ради которой существует организация. Без подобного разделения первичные отношения могут нанести вред делу (например, дру­жеские отношения между руководителем и одним из работников создают особые возможности для продвижения этого работника по служебной лестнице). Традиция смешивать первичные и вто­ричные отношения, подчинять вторые первым является призна­ком аскриптивно-партикуляристской мотивации, вредит делу и в конечном счете функционированию социальных институтов, в рамках которых возникли данные учреждения, организации. Со­вмещение вторичных (служебно-функциональных) и первичных (эмоционально-аскриптивных) отношений, подчинение первых вторым есть признак неразвитости, незрелости достиженчески-универсалистской мотивации, незрелости социальной организа­ции общественной жизни. В ней еще сильно проявляются «об­щинные» черты.

2. Зачастую особо подчеркивается роль первичных групп в про­
цессе социализации личности и недооценивается роль вторичных
групп. Не принижая роли первичных групп, мы можем утверж­
дать, что именно вторичные отношения, для которых характерны
деиндивидуализированные, служебно-функциональные требова­
ния и неукоснительный контроль за их выполнением, формиру­
ют трудовую мораль, дисциплинированность, ответственность,
многие другие важнейшие черты современного работника, граж­
данина. Учитель в школе, командир в армии, бригадир, коллега


На рабрте - все они связаны с нами вторичными (хотя эмоцио­нально окрашенными) отношениями, и многое определяется тем, какими деловыми и общечеловеческими качествами, какой куль­турой обладает этот учитель, командир, бригадир и т.д. большие группы Говоря об основной роли социальных групп в И СПЕЦИФИКА ИХ возникновении общественных макропроцессов и интеграции изменений, мы, конечно же, имели в виду боль г шие многотысячные социальные группы, кото­рые во многом являются основными субъектами истории. Хотим обратить внимание на следующее.

1. Большая группа является носителем "и хранителем основных социально-типических характеристик культуры. Содержание соци­ально-значимых черт человеческой психики, как справедливо под­черкивает Г.Г. Дилигенский, формируется именно на макросоциаль-ном уровне. Как бы ни была велика роль малых групп и непосред­ственного межличностного общения в процессах формирования лич­ности, сами по себе эти группы не создают исторически конкрет­ных исходных социальных норм, ценностей, установок, потребнос­тей. Все эти и иные смыслообразующие элементы возникают на основе исторического опыта, носителем которого являются не от­дельные индивиды, не малые группы в 10-20 человек, а большие группы. Круг интересов, зависимостей, реализуемых в малой груп­пе, настолько узок, что установление норм, стандартов поведения, уникальных для данной малой группы, бессмысленно. Каково при­дется человеку, вовлеченному в десятки малых групп, если в каж­дой из них будут приняты уникальная система норм, ценностей, особый язык? Именно в больших социальных группах (этническая, профессиональная, городская и др.) человек оказывается в про­странстве, социальные масштабы которого достаточны для суще­ствования особенной системы норм, ценностей, стандартов поведе­ния, культурного опыта. По выражению Г.Г. Дилигенского, этот опыт лишь «доведен» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения*. Именно большая группа отбирает, се­лекционирует, утверждает как приемлемое, передает от поколения к поколению основные обычаи, традиции, ценности и т.д.

В этом отношении показательна роль этнической общности, прежде всего нации, в формировании, сохранении, развитии и трансляции культуры. Может ли быть свой язык у каждой малой группы как общности? Что делать с традициями, обычаями, нор­мами, если они не носят массового характера, не признаны в других малых группах данной этнической общности?

* См.: Дилигенский Г.Г. Массовое политическое сознание...//Вопросы психо­логии. - 1991. - № 9.


При этом неверно было бы вообще отрицать наличие специфи­ческих моментов культуры в той или иной малой группе. Компания молодежи придерживается определенного стиля одежды, исполь­зует определенный сленг-, но это, как правило, малозначимые ва­риации в рамках молодежи как большой социально-демографичес­кой группы; каждая бригада рабочих может иметь свои особеннос­ти, но они не выходят за рамки единства поведения, культуры ра­бочего класса.

2. Достаточно сложной проблемой является интеграция боль­ших групп.

Зачастую принято считать, что массовые большие общности, как правило, слабо интегрированы, а малые группы высокоин-тегрированы. Но, например, семья (малая группа) накануне раз­вода отнюдь не представляет собой образчик высокоинтегриро-ванной общности.

С другой стороны, можно привести множество примеров высо-
коинтегрированных больших социальных групп, в частности, на­
ций, представители которых готовы пожертвовать своими личны­
ми интересами во имя своего народа. t

Например, рабочий класс России в 1917 г. представлял собой хорошо организованную на территории всей Российской Импе­рии общность, способную выступать как единое целое, а не как" масса разрозненных пролетариев.

Как удается объединить в одном порыве огромные массы ни­когда не видевших друг друга людей, разбросанных на огромной территории?

Конечно, интеграция больших общностей подчиняется обще­социологическим тенденциям интеграции групповых общностей: формирование структуры группы, появление эффективного ли­дера, органов управления, эффективный групповой контроль, конформизм, подчинение групповым целям и т.д., превращение совпадающей цели в общегрупповую цель и т.д. Вместе с тем малая группа интегрируется по одной схеме, а большая - по более сложной, многоступенчатой.

Есть два момента, которые, на наш взгляд, отличают интегра­ционные процессы в больших группах от аналогичных процессов в малых группах.

Первый. Особая роль идеологии в сплочении, интеграции масс в большую, многотысячную социальную группу, способную выс­тупить как единое целое. Именно идеология, идеологическая ра­бота во многом обеспечивает сплочение, солидаризацию, само­идентификацию с «Мы», которые в малой группе достигаются благодаря прямому чувственному контакту, облегчающему осоз­нание участниками малой группы своей общности, единства.


Разрозненные представители той или иной массы, имея совпа­дающие социально-статусные позиции, воспроизводят некоторые стандарты поведения, этого достаточно, чтобы организовать кон­тактную общность. Но при этом еще отсутствуют единые ясные и точные представления о том, как достичь индивидуальных целей, что главное и второстепенное в жизни, кто является союзником, а кто соперником и т.д. Люди, не имеющие единых ценностей, норм, единых представлений о путях решения проблем, не могут сплотиться в единую боеспособную силу.

Поэтому, чтобы объединить разрозненные многотысячные мас­сы, наделить их способностью выступать как единое целое на-" огромной территории, необходимо внедрить единые представле­ния о целях, путях развития и т.д. Эту функцию и выполняет идеологическая работа. Без объединяющей идеологии деятельность лидера, партии не может быть эффективной. Более того, в боль­ших группах лидер во многом сам является идеологом, т.е. челове­ком, способным выработать единую программу действий и спло­тить на ее основе многотысячные массы.

Причем идеология должна объяснять не только сложившуюся ситуацию, пути и методы ее преодоления и т.д., но и важность и необходимость объединения, солидарности. Именно эту функцию во многом выполняли лозунги типа «Пролетарии всех стран, объе­диняйтесь!». Солидаристский импульс идеологии, способствую­щий выделению данной группы из общества, может быть связан и с признанием особой роли данной группы, что делает притяга­тельным «Мы» для «Я» (такую роль играли идеи о всемирно-исторической роли пролетариата как гегемона социалистической революции).

Все идеологии, сыгравшие роль эффективного катализатора объединения масс в боеспособную социальную группу, сочетают в себе объяснительно-оценочную, программно-ориентирующую и солидаристски-сплач.ивающую компоненту. Благодаря единой идеологии, осуществлению разнообразной по форме идеологи­ческой работы разрозненные, разбросанные на огромной террито­рии индивиды со схожими статусно-ролевыми позициями оказы­ваются готовыми к солидарным групповым действиям.

Примерами идеологий больших групп, которые стали символи­ческими, идейными интеграторами разрозненных на огромной тер­ритории масс, являются идеология французской буржуазии в виде учения французских материалистов XVIIPb., пролетарская идеоло­гия (марксизм-ленинизм)"в России, сионизм, палестинская нацио­нальная идеология и др.

Второй. Существует мнение, что большая группа не может обес­печить хорошего эффективного группового контроля за выпол-



нением всеми ее участниками общегрупповых целей, принятых в группе норм, стандартов поведения, следовательно, и конформ­ного поведение и т.д.

Но опыт успешных, эффективных больших групп свидетель­ствует: такой контроль может быть в той или иной степени дос­тигнут в больших группах в многоступенчатой форме. На обще­групповом уровне в виде идеологии закладываются основные кри­терии, требования к поведению отдельных участников группы. Контроль же может достаточно эффективно осуществляться через малые группы (бригаду, церковную общину, семью и др.). В этом случае малая группа выступает своеобразным транслятором обще­национальных, общеклассовых и т.п. целей, мнения всего народа, класса. Таким образом, интеграция большой группы во многом зависит и от того, насколько внутри нее обеспечивается обще-.групповая (общеклассовая, общенациональная и т.д.) направлен­ность малой группы^

Так, жизнеспособность той или иной этнической группы в реша­ющей степени определяется тем, насколько в семье чтут нацио­нальный язык и национальные обычаи, контролируют соблюде­ние национальных традиций, участвуют в работе общины и т.д.

Тем самым малая группа поддерживает и сохраняет жизнеспо­собность большой группы, ее способность выступать как единое целое.

Советско-партийная система функционировала благодаря четкой вертикали, в основании которой находилась жестко контролируе­мая сверху первичная партийная организация. Все процессы, зат­рагивавшие интересы большой группы (КПСС), успешно, своевре­менно и, как правило, на надлежащем уровне решались благодаря тому, что первичные партийные организации активно проводили решения руководящих органов, его идеологов и лидеров, контро­лировали деятельность руководителей на местах, рядовых членов партии, выполнение ими основных идеологических установок.

Приведенные примеры свидетельствуют: организованность, бо­еспособность большой группы зависит помимо того, о чем гово­рилось в предыдущих разделах (институализдция, лидерство, ав­торитетность группы, личностная эффективность и т.д.), и от организованности малых групп вокруг целей, идеалов, ценностей и норм больших групп.

Трудно логически строго анализировать солидарные отноше­ния, объединяющие людей в самые разные общности (веселая компания друзей, многотысячная демонстрация, семья и др.). Мы лишь стремились определить общую логику анализа общностей, в которые вовлечен человек с первых лет своей жизни.



Социальная структура общества

  1. Социальная мобильность
  2. Социальные конфликты и пути их разрешения

Социальная структура: понятие и определение

Взаимодействие основных элементов социальной сферы

Каждая социальная группа или индивид имеет неодинаковый доступ к основным ограниченным ресурсам


Социальная стратификация – это разделение общества на страты, критериями деления выступают:

Основанием выделения страт служат такие показатели, которые позволяют построить шкалу рангов: больше-меньше, лучше-хуже, престижно-непрестижно и т. д.

Социальная мобильность

Социальная мобильность – это перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы.

Виды социальной мобильности

Социальные лифты – это механизмы, способствующие восходящей социальной мобильности.

Виды социальных лифтов

Многообразие социальных групп



Процесс взаимодействия между людьми

Признаки социальной группы

  1. наличие взаимодействия между некой совокупностью людей
  2. регулирование отношений определенными правилами, ожиданиями соответствующего поведения
  3. осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими

Виды социальных групп

1-ая классификация

(по численности группы и по характеру общения)

Большие (вторичные) Малые (первичные)
- численность несколько десятков человек, здесь человек воспринимается прежде всего как носитель определенных функций, в такой группы преобладают опосредованные связи. Здесь люди выступают не как личности, а как носители конкретных должностных обязанностей. Отношения между членами группы регулируются на основе официальных документов - профсоюз рабочих, политическая партия и т.д. - численность 5-7 человек, состав, как правило, стабилен. В малой группе устанавливаются непосредственные личные контакты, человек воспринимается во всей полноте совей индивидуальности, своих черт. Отношения регулируются групповым мнением, сложившимися оценками. - семья, коллеги по работе, компания друзей

2 классификация

4.Социальные конфликты и пути их разрешения

Люди и социальные группы в обществе занимают различное положение

Это приводит к тому, что их интересы могут быть различны


Социальный конфликт – это противоречие между интересами отдельных социальных групп, имеющее выражение в конкретных действиях с каждой из сторон

Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего раз­нообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности -профессиональные интересы, общая идеология, этнические при­знаки?

На этом основании можно выделить три вида групп (см. рис. 1, с. 279):

Социальные группы, которые образованы, так сказать, по аскриптивному (приписанному от рождения) признаку: ра­совые, этнические группы, территориальные, группы на ос­новании родства, социально-демографические группы и т.п.;

    статусные (и профессиональные) группы, возникшие в ре­ зультате социального разделения труда, институализации социальных связей, т.е. группы, образованные на основа­ нии сходства социального положения, позиций в обще­ стве: рабочий класс, крестьянство, инженерно-техничес­ кие работники, учительство, чиновничество, предприни­ матели и т.д.;

    целевые группы (организации), т.е. группы, организованные для решения тех или иных задач - хозяйственных, науч­ но-исследовательских, политических, просветительских и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловлива­ ет, как правило, наличие более или менее жесткой форма­ лизованной системы взаимных прав и обязательств участ­ ников группы, контроля за выполнением этих обязательств, наличие официальной структуры, разделения функций, статусов и ролей работников организации, наличие лиде­ ра-руководителя и т.д. Взаимодействия в целевых группах высокоинституализированы, что повышает надежность получения групповых эффектов.

Приведенный перечень групп свидетельствует об огромном мно­гообразии задач, интересов, целей, ради которых люди могут объе­диняться в группы. Это особенно необходимо учитывать при изу­чении конкретных социальных проблем, роли социальных групп в их решении. Иначе говоря, эта классификация групп основана на содержательных аспектах социальных процессов.

В то же время существует и другая классификация групп - на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринима­телях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют уча­стники группы - непосредственно или опосредованно.

Так, для некоторых социальных групп характерно наличие не­посредственных личных солидарных взаимодействий, которые, ес­тественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа парт­неров. Соответственно, они называются малыми группами. Нали­чие прямого общения сказывается на внутригрупповых взаимо­действиях -- их персонифицированном характере, возможности более полной идентификации индивида с «Мы».

Большие группы - это многотысячные группы людей, разбро­санные на обширных пространствах, ввиду чего для них харак­терны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая группа (а это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности), как правило, включает малые группы (бригада рабо­чих, национально-культурная община и др.).

Группы могут быть формальными и неформальными, что особен­но важно для малых групп. В больших группах, которые имеют сложную макроструктуру, формализованные подгруппы (профсо­юзы, партии) могут составлять лишь своеобразный костяк общ­ности.

МАЛАЯ ГРУППА

Роль малых групп в жизни простого человека, да и всего общества трудно переоценить.

Как и всякая социальная группа, малая группа - это посто­янная, самовозобновляющаяся система взаимодействий между ее участниками, не случайный набор людей, а устойчивое объе­динение.

Основные черты социальных групп характерны и для малых групп. Но существует и ряд специфических особенностей, на ко­торые единодушно указывают Дж. Хоманс, Р. Мертон, Р. Бейлз, Г.М. Андреева, М.С. Комаров, А.И. Кравченко, С.С. Фролов и др.

Во-первых, в малых группах обязательно прямое взаимодей­ ствие, хорошее знакомство партнеров друг с другом.

Во-вторых, в малой группе относительно небольшое число участ­ ников (это и позволяет им знать друг друга и находиться в опреде­ленной возобновляемой системе непосредственных связей) - от 2-3 до 20-25 человек. По мнению ряда авторов, максимальная численность составляет 10-15 человек, а оптимальная -- 7- 9 человек.

Эти особенности обусловливают ряд отличительных черт внут­ригрупповых взаимодействий в малой группе:

    они носят персонифицированный характер;

    у участника группы легко формируется «Мы-сознание», ибо «Мы» легко и персонально осязаемо. Любой участник группы легко соотносит себя с ней;

    в малой группе эффективно может осуществляться груп­- повой контроль (и самоконтроль). Человек постоянно на виду, он постоянно мысленно проигрывает вероятную ре­- акцию на свои поступки со стороны партнеров, имеет до-­ стоверные ожидания относительно возможной реакции каждого партнера;

    структура малой группы, выработанные в ней статусно- ролевые стандарты поведения, традиции, групповые нор­- мы в значительной мере неповторимо индивидуализирова­- ны, т.е. адекватны конкретному составу участников, их психологическим, нравственным, профессиональным осо- бенностям. Это характерно и для неформальной малой группы, и формальной (в меньшей степени). Но в любых малых группах групповые нормы и стандарты поведения в зна­- чительной части формируются методом проб и ошибок,

«подгоняются» под индивидуально-личностные особеннос­ти конкретных индивидов. Поэтому групповые нормы име­ют низкую способность к самовоспроизводству (особенно в неформальной малой группе).

Синтез данных особенностей составляет неповторимость атмос­феры малой группы. Здесь кипят истинные страсти и предпочте­ния, нормы поведения здесь не воображаемые, а ощутимые. Это реальная, легко воспринимаемая и глубоко переживаемая среда социальных действий. Этим объясняется особая роль малых групп в формировании личности, ее социализации: именно в малых груп­пах человек получает наиболее впечатляющие жизненные уроки, индивидуальный опыт, приобщается к коллективному опыту по­колений.

Связь «личность - общество» осуществляется преимуществен­но через десятки малых групп, в которые вовлечен индивид. Ре­альное, эмпирически осязаемое общество обязательно репрезен­тируется через малые группы, предстает в связях, нормах поведе­ния ее членов. Любые макропроцессы реализуются в той мере, в какой в них оказались вовлечены малые группы, т.е. прокладыва­ют себе путь через процессы, происходящие в малых группах.

Способность малой группы выступать посредником во взаимо­отношениях отдельной личности и предприятия, социального слоя (класса), общества в целом было подтверждено рядом социологи­ческих исследований*.

Хотторнский эксперимент, в частности, показал, что идентифика­ция рядовых работников с компанией зависит от степени уваже- ния и общности между доверенными лицами компании и малой группой.

Исследования, проводившиеся во время второй мировой войны, показали, что боеспособность зависит от сети накладывающихся друг на друга связей в малой группе, лояльности бойца по отно­шению к товарищам: он не должен подводить своих парней.

Значение малой группы во взаимодействии индивида с макро­процессами, нацией, обществом в целом облегчает понимание про­цессов интеграции больших социальных групп.

Но важен и более масштабный аспект осмысления роли малой группы в общественной жизни. Можно ли говорить, например, о благополучии в армии, если в ее микрогруппах массовый масштаб принимают дедовщина, дезертирство? Можно ли говорить о мо-

    См.: Миллз Г. О социологии малых групп. В кн.: Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.

    См. адаптированный перевод текста Ч. Кули «Первичные группы». В кн.: Кравченко А.И. Основы социологии. - М., 1997, с. 261-265.

рально здоровом обществе, если в нем нередко процветают кумов­ство, интриги и т.д.?

Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные (что, по нашему мнению, соответствует первичным и вторичным социальным взаимодействиям, связям, отношениям).

Первым на наличие первичных малых групп указал американ­ский социолог Ч. Кули. Подчеркивая значение первичных отно­шений между людьми, в которых реализуется подлинная челове­ческая природа (речь идет о таких чувствах, как любовь, негодо­вание, тщеславие, привязанность, честолюбие и т.д.), Ч. Кули впервые обратил внимание на роль тех социальных групп, кото­рые строятся на основе межличностной интеграции**.

Между тем идеи Ч. Кули и проделанный им анализ довольно противоречивы, а подчас просто нелогичны. Фактически, говоря о первичных группах, он имеет в виду любые малые группы, выд­вигая в качестве признака первичных отношений наличие непос­редственного межличностного контакта. В другом месте главным признаком первичных групп он называет доверительные, интим­ные отношения, противопоставляя их формальным отношениям. Но не всякие неформальные отношения носят доверительный, интимный характер. Поведение студента по отношению к ректо­ру, как мы уже говорили, согласно неписаному правилу будет под­черкнуто уважительным, даже с некоторыми элементами заиски­вания, почтения, но отнюдь не доверительным. Можно согласиться с Г.М. Андреевой, что предложенные Ч. Кули основания для выделения первичных групп привели к серьезным, довольно драматическим противоречиям*. Поэтому современные социологи, признавая «авторские права» Ч. Кули на термин «пер­вичная группа», этот термин фактически толкуют иначе.

Под первичной группой (точнее, группой, основанной на пер­вичных отношениях) принято подразумевать малую группу, ин­тегрированную на основе таких исходных (первичных) призна­ков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональ­ная привязанность, доверительность. Отношения в первичных груп­пах (семья, сверстники, друзья и др.) наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны. Взаимодей­ствия в первичных группах в наименьшей степени «огрублены», обусловлены социально-рациональными соображениями выгоды, корысти, карьеры. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности.

Вследствие этого первичная группа характеризуется:

Эффектом нерасторжимости «Я» и «Мы»;

" См.: Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980, с. 242-243.

    достаточно высоким уровнем признания каждым ее участ­- ником мнения членов группы (родителей, друзей), их глу-­ боким переживанием;

    высоким уровнем признания принятых в группе норм, правил, стиля поведения, моды, вкусов.

В результате первичная группа играет огромную роль в форми­ровании у личности базовых ценностных ориентации, нравствен­ных принципов, вкусов, предпочтений и т.д. и осуществляет соот­ветствующий социальный контроль, который носит хотя и нефор­мальный, но достаточно глубокий характер.

Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Если первичные группы в современном обществе су­ществуют лишь в виде малой группы, сформированной на основе межличностных взаимоотношений, то вторичная группа может быть и большой, и средней (ЗИЛ, МГУ и др.), и малой (кафед­ра, отдел, бригада).

Трудности выявления и определения вторичной группы свя­заны с определением вторичных отношений. Вторичные отноше­ния - это отнюдь не синоним формальных отношений (вспом­ним пример про отношения между студентом и ректором, регу­лируемые неписаными нормами, -- это вторичные отношения, но неформальные).

Нам представляется, что разделение групп на первичные и вто­ричные аналогично классификации взаимодействий людей, пред­ложенной Ф. Теннисом: община с ее инстинктивной волей и обще­ство с его рациональной (избирательной) волей. В первичных Труп­пах отношения между людьми индивидуально-адресные, партику-ляристские (к одному из друзей человек может испытывать боль­шую симпатию, чем к другому), а вторичные группы объединяют людей, связанных «поневоле», в силу исполнения определенных функций, статусов, ролей, а не наличия симпатии или антипатии. Основу вторичных групп составляет рациональный расчет, соци­альные контакты здесь носят безличный, односторонний и утили­тарный характер*. Отношения между участниками вторичных групп являются как формальными, так и неформальными (например, заведующий отделом руководствуется в своих отношениях с под­чиненными как законом, инструкциями, так и неписаными пра­вилами, принятыми в данном сообществе).

Вторичная группа организуется в основных социальных инсти­тутах (экономических, политических, образования) на базе раз­личных учреждений, предприятий, школ, партийных организаций и т.д.

* Фролов С.С. Социология, с. 160. 322

Следует сделать два специальных пояснения.

1. Вторичные малые группы, как и все малые группы, харак­- теризуются эмоциональной полнокровностью, осязаемостью, эм­- пирической, практической достоверностью. Но эта эмоционал-ь­ ность вторична, опосредована функциональными.соображения­ ми, нормами. Эмоциональность чаще всего выступает фоном для реализации прагматичных, функционально целесообразных рас­ четов.

Во вторичных группах могут образовываться первичные отно­шения между партнерами, возникать параллельные первичные группы, объединяющие людей по признаку симпатии, совмест­ного проведения свободного времени. Здесь уже иной мир, иная логика отношений.

Анализ вторичных отношений и, соответственно, вторичных групп имеет существенное значение как для социальной науки, так и для социальной практики. В реальности в малой группе тесно переплетены первичные и вторичные (служебно-функцио-нальные) межличностные отношения. Но их необходимо четко разделять: первые ориентированы на «другого», на его индиви­дуально-личностные качества, симпатии, а вторые --на цель, ради которой существует организация. Без подобного разделения первичные отношения могут нанести вред делу (например, дру­жеские отношения между руководителем и одним из работников создают особые возможности для продвижения этого работника по служебной лестнице). Традиция смешивать первичные и вто­ричные отношения, подчинять вторые первым является призна­ком аскриптивно-партикуляристской мотивации, вредит делу и в конечном счете функционированию социальных институтов, в рамках которых возникли данные учреждения, организации. Со­вмещение вторичных (служебно-функциональных) и первичных (эмоционально-аскриптивных) отношений, подчинение первых вторым есть признак неразвитости, незрелости достиженчески-универсалистской мотивации, незрелости социальной организа­ции общественной жизни. В ней еще сильно проявляются «об­щинные» черты.

2. Зачастую особо подчеркивается роль первичных групп в про-­ цессе социализации личности и недооценивается роль вторичных групп. Не принижая роли первичных групп, мы можем утверж-­ дать, что именно вторичные отношения, для которых характерны деиндивидуализированные, служебно-функциональные требова-­ ния и неукоснительный контроль за их выполнением, формиру­- ют трудовую мораль, дисциплинированность, ответственность, многие другие важнейшие черты современного работника, граж­- данина. Учитель в школе, командир в армии, бригадир, коллега

БОЛЬШИЕ ГРУППЫ

И СПЕЦИФИКА ИХ

ИНТЕГРАЦИИ

на работе - все они связаны с нами вторичными (хотя эмоцио­ нально окрашенными) отношениями, и многое определяется тем, какими деловыми и общечеловеческими качествами, какой куль­ турой обладает этот учитель, командир, бригадир и т.д. Говоря об основной роли социальных групп в возникновении общественных макропроцессов и изменений, мы, конечно же, имели в виду большие многотысячные социальные группы, кото­рые во многом являются основными субъектами истории. Хотим обратить внимание на следующее.

1. Большая группа является носителем и хранителем основных социально-типических характеристик культуры. Содержание соци­ально-значимых черт человеческой психики, как справедливо под­черкивает Г.Г. Дилигенский, формируется именно на макросоциаль-ном уровне. Как бы ни была велика роль малых групп и непосред­ственного межличностного общения в процессах формирования лич­ности, сами по себе эти группы не создают исторически конкрет­ных исходных социальных норм, ценностей, установок, потребнос­тей. Все эти и иные смыслообразующие элементы возникают на основе исторического опыта, носителем которого являются не от­дельные индивиды, не малые группы в 10-20 человек, а большие группы. Круг интересов, зависимостей, реализуемых в малой груп­пе, настолько узок, что установление норм, стандартов поведения, уникальных для данной малой группы, бессмысленно. Каково при­дется человеку, вовлеченному в десятки малых групп, если в каж­дой из них будут приняты уникальная система норм, ценностей, особый язык? Именно в больших социальных группах (этническая, профессиональная, городская.л др.) человек оказывается в про­странстве, социальные масштабы которого достаточны для суще­ствования особенной системы норм, ценностей, стандартов поведе­ния, культурного опыта. По выражению Г.Г. Дилигенского, этот опыт лишь «доведен» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения*. Именно большая группа отбирает, се­лекционирует, утверждает как приемлемое, передает от поколения к поколению основные обычаи, традиции, ценности и т.д.

В этом отношении показательна роль этнической общности, прежде всего нации, в формировании, сохранении, развитии и трансляции культуры. Может ли быть свой язык у каждой малой группы как общности? Что делать с традициями, обычаями, нор­мами, если они не носят массового характера, не признаны в других малых группах данной этнической общности?

* См.: Дилигенский Г.Г. Массовое политическое.сознание...//Вопросы психо­логии. - 1991. - № 9.

При этом неверно было бы вообще отрицать наличие специфи­ческих моментов культуры в той или иной малой группе. Компания молодежи придерживается определенного стиля одежды, исполь­зует определенный сленг, но это, как правило, малозначимые ва­риации в рамках молодежи как большой социально-демографичес­кой группы; каждая бригада рабочих может иметь свои особеннос­ти, но они не выходят за рамки единства поведения, культуры ра­бочего класса.

2. Достаточно сложной проблемой является интеграция боль­ших групп.

Зачастую принято считать, что массовые большие общности, как правило, слабо интегрированы, а малые группы высокоин­тегрированы. Но, например, семья (малая группа) накануне раз­вода отнюдь не представляет собой образчик высокоинтегриро­ванной общности.

С другой стороны, можно привести множество примеров высо­коинтегрированных больших социальных групп, в частности, на­ций, представители которых готовы пожертвовать своими личны­ми интересами во имя своего народа.

Например, рабочий класс России в 1917 г. представлял собой хорошо организованную на территории всей Российской Импе­рии общность, способную выступать как единое целое, а не как масса разрозненных пролетариев.

Как удается объединить в одном порыве огромные массы ни­когда не видевших друг друга людей, разбросанных на огромной территории?

Конечно, интеграция больших общностей подчиняется обще­социологическим тенденциям интеграции групповых общностей: формирование структуры группы, появление эффективного ли­дера, органов управления, эффективный групповой контроль, конформизм, подчинение групповым целям и т.д., превращение совпадающей цели в общегрупповую цель и т.д. Вместе с тем малая группа интегрируется по одной схеме, а большая --по более сложной, многоступенчатой.

Есть два момента, которые, на наш взгляд, отличают интегра­ционные процессы в больших группах от аналогичных процессов в малых группах.

Первый. Особая роль идеологии в сплочении, интеграции масс в большую, многотысячную социальную группу, способную выс­тупить как единое целое. Именно идеология, идеологическая ра­бота во многом обеспечивает сплочение, солидаризацию, само­идентификацию с «Мы», которые в малой группе достигаются благодаря прямому чувственному контакту, облегчающему осоз­нание участниками малой группы своей общности, единства.

Разрозненные представители той или иной массы, имея совпа­дающие социально-статусные позиции, воспроизводят некоторые стандарты поведения, этого достаточно, чтобы организовать кон­тактную общность. Но при этом еще отсутствуют единые ясные и точные представления о том, как достичь индивидуальных целей, что главное и второстепенное в жизни, кто является союзником, а кто соперником и т.д. Люди, не имеющие единых ценностей, норм, единых представлений о путях решения проблем, не могут сплотиться в единую боеспособную силу.

Поэтому, чтобы объединить разрозненные многотысячные мас­сы, наделить их способностью выступать как единое целое на огромной территории, необходимо внедрить единые представле­ния о целях, путях развития и т.д. Эту функцию и выполняет идеологическая работа. Без объединяющей идеологии деятельность лидера, партии не может быть эффективной. Более того, в боль­ших группах лидер во многом сам является идеологом, т.е. челове­ком, способным выработать единую программу действий и спло­тить на ее основе многотысячные массы.

Причем идеология должна объяснять не только сложившуюся ситуацию, пути и методы ее преодоления и т.д., но и важность и необходимость объединения, солидарности. Именно эту функцию во многом выполняли лозунги типа «Пролетарии всех стран, объе­диняйтесь!». Солидаристский импульс идеологии, способствую­щий выделению данной группы из общества, может быть связан и с признанием особой роли данной группы, что делает притяга­тельным «Мы» для «Я» (такую роль играли идеи о всемирно-исторической роли пролетариата как гегемона социалистической революции).

Все идеологии, сыгравшие роль эффективного катализатора объединения масс в боеспособную социальную группу, сочетают в себе объяснительно-оценочную, программно-ориентирующую и солидаристски-сплачивающую компоненту. Благодаря единой идеологии, осуществлению разнообразной по форме идеологи­ческой работы разрозненные, разбросанные на огромной террито­рии индивиды со схожими статусно-ролевыми позициями оказы­ваются готовыми к солидарным групповым действиям.

Примерами идеологий больших групп, которые стали символи­ческими, идейными интеграторами разрозненных на огромной тер­ритории масс, являются идеология французской буржуазии в виде учения французских материалистов XVIII в., пролетарская идеоло­гия (марксизм-ленинизм) в России, сионизм, палестинская нацио­нальная идеология и др.

Второй. Существует мнение, что большая группа не может обес­печить хорошего эффективного группового контроля за выпол-

нением всеми ее участниками общегрупповых целей, принятых в группе норм, стандартов поведения, следовательно, и конформ­ного поведение и т.д.

Но опыт успешных, эффективных больших групп свидетель­ствует: такой контроль может быть в той или иной степени дос­тигнут в больших группах в многоступенчатой форме. На обще­групповом уровне в виде идеологии закладываются основные кри­терии, требования к поведению отдельных участников группы. Контроль же может достаточно эффективно осуществляться через малые группы (бригаду, церковную общину, семью и др.). В этом случае малая группа выступает своеобразным транслятором обще­национальных, общеклассовых и т.п. целей, мнения всего народа, класса. Таким образом, интеграция большой группы во многом зависит и от того, насколько внутри нее обеспечивается обще­групповая (общеклассовая, общенациональная и т.д.) направлен­ность малой группы.

Так, жизнеспособность той или иной этнической группы в реша­ющей степени определяется тем, насколько в семье чтут нацио­нальный язык и национальные обычаи, контролируют соблюде­ние национальных традиций, участвуют в работе общины и т.д.

Тем самым малая группа поддерживает и сохраняет жизнеспо­собность большой группы, ее способность выступать как единое целое.

Советско-партийная система функционировала благодаря четкой вертикали, в основании которой находилась жестко контролируе­мая сверху первичная партийная организация. Все процессы, зат­рагивавшие интересы большой группы (КПСС), успешно, своевре­менно и, как правило, на надлежащем уровне решались благодаря тому, что первичные партийные организации активно проводили решения руководящих органов, его идеологов и лидеров, контро­лировали деятельность руководителей на местах, рядовых членов партии, выполнение ими основных идеологических установок.

Приведенные примеры свидетельствуют: организованность, бо­еспособность большой группы зависит помимо того, о чем гово­рилось в предыдущих разделах (институализация, лидерство, ав­торитетность группы, личностная эффективность и т.д.), и от организованности малых групп вокруг целей, идеалов, ценностей и норм больших групп.

Трудно логически строго анализировать солидарные отноше­ния, объединяющие людей в самые разные общности (веселая компания друзей, многотысячная демонстрация, семья и др.). Мы лишь стремились определить общую логику анализа общностей, в которые вовлечен человек с первых лет своей жизни.



 

Возможно, будет полезно почитать: