Роль компьютера в жизни ребенка родительское собрание. Конспект родительского собрания «Компьютер и здоровье детей




Цель собрания: расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером. Форма проведения: собрание – практикум. Цель собрания: расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером. Форма проведения: собрание – практикум. 3


Анкета для родителей 1. Есть ли у вас дома компьютер? (64%) 2. Кто больше общается с компьютером? (60% - родители, 40% - дети) 3. Сколько времени Ваш ребёнок проводит у компьютера? (78% - 30 минут – 1 час, 22% - сколько захотят) 4. Как вы относитесь к увлечению компьютерными играми? (90% положительно) 5. Вызывает ли это у вас тревогу? (90% - нет) 1. Есть ли у вас дома компьютер? (64%) 2. Кто больше общается с компьютером? (60% - родители, 40% - дети) 3. Сколько времени Ваш ребёнок проводит у компьютера? (78% - 30 минут – 1 час, 22% - сколько захотят) 4. Как вы относитесь к увлечению компьютерными играми? (90% положительно) 5. Вызывает ли это у вас тревогу? (90% - нет) 4


Сравним две ситуации Ребенок за компьютером Ребенок за компьютером Многие родители, купив наследнику персональный компьютер, вздыхают облегченно… Компьютера нет Компьютера нет Ребенок за компьютером Ребенок за компьютером Многие родители, купив наследнику персональный компьютер, вздыхают облегченно… Компьютера нет Компьютера нет 5


Дети и компьютеры: что такое хорошо и что такое плохо. есть компьютер дома у 75 % опрошенных; в большинстве семей пользуется компьютером только ребенок; дети проводят за компьютером 1,5 - 2 часа ежедневно; при этом компьютерные образовательные программы не используют. есть компьютер дома у 75 % опрошенных; в большинстве семей пользуется компьютером только ребенок; дети проводят за компьютером 1,5 - 2 часа ежедневно; при этом компьютерные образовательные программы не используют. 7




Кто в ответе... "Я сижу дома за компьютером столько, сколько хочу…" Необходимы (как минимум) 1. Общеукрепляющие упражнения. 2. Гимнастика для глаз Гимнастика для глаз "Я сижу дома за компьютером столько, сколько хочу…" Необходимы (как минимум) 1. Общеукрепляющие упражнения. 2. Гимнастика для глаз Гимнастика для глаз 9


Чем опасен компьютер? 1. Заболевания позвоночника. 2. Заболевания органов дыхания. 3. Синдром запястного канала. 4. Стресс, депрессия и другие нервные расстройства. 1. Заболевания позвоночника. 2. Заболевания органов дыхания. 3. Синдром запястного канала. 4. Стресс, депрессия и другие нервные расстройства. Обратите внимание! 10


«Плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребёнка. «+» вызывает положительный интерес к технике; развивает творческие способности; полностью захватывает сознание ребенка; устраняет страх перед техникой; формирует психологическую грамотность к овладению ПК; развивает воображение, моделируя будущее; воспитывает внимательность, сосредоточенность; помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.; тренирует память, внимание; развивает быстроту действий и реакции; воспитывает целеустремленность. «+» вызывает положительный интерес к технике; развивает творческие способности; полностью захватывает сознание ребенка; устраняет страх перед техникой; формирует психологическую грамотность к овладению ПК; развивает воображение, моделируя будущее; воспитывает внимательность, сосредоточенность; помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.; тренирует память, внимание; развивает быстроту действий и реакции; воспитывает целеустремленность. «–» отрицательное влияние на физическое развитие; повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы; содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости; обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой; способствует развитию гиподинамии; снижает интеллектуальную активность; ухудшает зрение. 11


Факторы зависимости 1. Сильное влечение к ПК. 2. Нарушение способности контроля самого себя. 3. Смена физиологического состояния. 4. Желание увеличить время. 5. Отказ от других альтернатив в пользу ПК. 6. Невозможность прекратить занятия. 1. Сильное влечение к ПК. 2. Нарушение способности контроля самого себя. 3. Смена физиологического состояния. 4. Желание увеличить время. 5. Отказ от других альтернатив в пользу ПК. 6. Невозможность прекратить занятия. 12




В чем может помочь компьютер Готовить домашние задания Просматривать энциклопедии на CD-ROM, интерактивно познавая окружающий мир, подготовка рефератов, таблиц, схем. Представлять свои идеи Пользоваться удобными приложениями для создания презентаций, проектов, вести исследовательскую работу. Готовиться к экзаменам Сделать компьютер "репетитором", делающим обучение интереснее, быстрее и эффективнее Ресурсы Интернета Пользоваться обширными ресурсами, общаться с друзьями, дистанционное обучение, on-line тестирование, участвовать в конкурсах, проектах. 14




Находите время для работы – это условие успеха. Находите время для размышлений – это источник силы. Находите время для игры – это секрет молодости. Находите время для чтения – это основа знаний. Находите время для дружбы – это условие счастья. Находите время для мечты – это путь к звёздам. Находите время для любви – это истинная радость жизни. Находите время для веселья – это муза души. 16


И напоследок… Компьютер предназначен, прежде всего, для развития ребенка: его интеллекта, талантов и способностей! И наша с вами задача – сделать компьютер ПОМОЩНИКОМ ребенка! Компьютер предназначен, прежде всего, для развития ребенка: его интеллекта, талантов и способностей! И наша с вами задача – сделать компьютер ПОМОЩНИКОМ ребенка! 17 19

Задачи родительского собрания:

1. Познакомить родителей с ролью компьютера и Интернета в современной жизни.
1. Обсудить положительные и отрицательные стороны пользования компьютером и Интернетом современными школьниками.
2. Раскрыть возможности использования компьютера и Интернета в учебной деятельности в домашних условиях.

Вопросы для обсуждения:

1. Суть негативных сторон увлечения компьютером и Интернетом.
2. Роль компьютера и Интернета в развитии интеллекта.
3. Использование компьютера и Интернета в домашних условиях при подготовке домашних заданий.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование школьников по теме собрания.
2. Написание сочинения учащимися на тему: «Ода компьютеру».
3. Подготовка высказываний, афоризмов и цитат о компьютере и Интернете.
4. Подготовка памяток для родителей о пользовании компьютером и Интернетом в домашних условиях.
5. Подготовка вопросов родителям по теме собрания.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя.
Нашу сегодняшнюю встречу мы посвятим компьютеру и Интернету. И не случайно. В настоящее время Интернет основательно вошел в нашу жизнь. Он привлекает нас мультимедийными возможностями, богатством красок, оперативным поиском информации. И, естественно, мы, современные люди, не представляем себе жизни без Интернета. Ведь роль его в жизни современного человека сложно переоценить. Интернетом в наше время пользуется более 30% населения Земли, а это не много - не мало около 1,500,000,000 человек. Ещё в 1992 году им пользовалось только 100 человек. Планировалось использовать Интернет только в рабочих целях. А сейчас? Каждый школьник, запустив браузер, может за считанные минуты найти нужную ему информацию.
Слышали ли вы или, может быть, читали о том, как высказываются известные в разных сферах люди о компьютере и Интернете?

Приведу в качестве примера некоторые из них:

1. Чем больше углубляешься в компьютер, тем больше теряешь соприкосновение с действительностью. Харуки Мураками
2. У моих детей, конечно, будет компьютер. Но первым делом они получат книги. Билл Гейтс
3. Тот, у кого есть компьютер, располагает всеми опубликованными знаниями. Фидель Кастро

В последнее время обеспеченность компьютерами современных школьников достигла почти максимальных величин. Представить себе современную жизнь без компьютера почти невозможно. По сегодняшний день постоянно идут дискуссии . Вредно это или полезно, и насколько?

Дискуссия с родителями. Варианты их ответов.

Опрос родителей

1. С какой целью вы приобрели компьютер в дом?
2. Опасаетесь ли вы общения вашего ребёнка с компьютером?
3. Как долго вы разрешаете вашему ребёнку пользоваться компьютером в день?
4. Изменилось ли поведение вашего ребёнка после того, как он начал активно общаться с компьютером?
5. Как вы относитесь к увлечению детей компьютерными играми?
6. Знаете ли вы, на каких сайтах зарегистрирован ваш ребёнок, чем он увлекается, с кем дружит и общается в Интернете, в какие игры играет?
7. Считаете ли вы необходимостью пользоваться компьютером и Интернетом при выполнении домашних заданий?
8. Разрешаете ли вы детям пользоваться ГДЗ (готовыми домашними заданиями) в Интернете?
9. Есть ли у вас с ребёнком общий интерес в пользовании компьютером и Интернетом? (общие игры, сайты, друзья)

Ознакомление родителей с результатами анкетирования детей класса.
Давайте же рассмотрим положительные и отрицательные стороны пользования компьютером и Интернетом нашими детьми.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

Широкий спектр электромагнитного излучения, который включает рентгеновскую, ультрафиолетовую и инфракрасную области;
- сидячее положение в течение длительного времени;
- эргономические параметры (мерцание, блики, контрастность)
- перегрузка суставов кистей;
- повышенная нагрузка на зрение;
- влияние компьютера на психическое здоровье (стресс при потере информации).
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Признаки зависимости:

Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу - сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
- Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Первая стадия — интерес.

Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия — втягивание.
Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия — полная зависимость.

Интернет - зависимость

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
- ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

Проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также:
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса онлайн;
- увеличение времени, проводимого онлайн.

Интернет особенно нужен тем, кто учится. В нём можно найти множество различных описаний того или иного раздела школьной программы. У каждого учащегося есть свой любимый предмет, который должен помочь ему в открытии возможностей использования Интернета. И эти возможности для изучения предметов школьного курса колоссальные: получение дополнительной информации по темам; обновление предоставляемых данных; виртуальное онлайн тестирование; прекрасная возможность углубления своих знаний и получение навыков информационно-коммуникационной культуры.

Огромное количество ресурсов можно найти по различным предметам. Эти ресурсы содержат учебный и справочный материал; словари и учебники; литературные произведения русских и зарубежных авторов; тренажеры; интерактивные модели. Благодаря им, учащиеся выполняют домашнее задание, самостоятельные работы, осуществляют проектную и исследовательскую деятельность.

Но не только в учёбе помогает нам Всемирная сеть. Есть в Интернете и ещё один плюс, который является одним из самых важных. Большое значение для современного школьника имеют социальные сети. В социальных сетях существуют разнообразные форумы, группы, сообщества, объединенные какой-либо темой. Общение - один из главных интересов. Через Интернет можно общаться с людьми на разных концах Земли. Также в социальных сетях можно просматривать новые и старые фильмы: художественные и документальные, научно-познавательные. Там представлены фотографии, посвященные определённой тематике. Можно слушать любимую музыку различного направления, играть в интерактивные познавательные игры.

Памятка для родителей по использованию ребенком компьютера:

1. Чтобы контролировать использование ребёнком компьютера, необходимо самим владеть навыками пользования ним хотя бы на элементарном уровне.
2. Помните: ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.
3. Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.
4. Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5 - 2 часов в день.
5. Контролируйте приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.
6. Говорите со своими детьми о друзьях, с которыми они общаются в онлайн, узнайте, как они проводят досуг и чем интересуются.
7. Если ребенок использует компьютер безответственно, введите пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.
8. Размещайте компьютер с Интернет-соединением вне пределов комнаты вашего ребенка.
9. Интересуйтесь, какие веб-сайты дети посещают и с кем общаются.
10. Настаивайте на том, чтобы ваши дети никогда не соглашались встречаться со своими онлайн друзьями без вашего ведома.
11. Научите ваших детей никогда не давать личную информацию о себе и своей семье по электронной почте и в разных регистрационных формах, которые предлагаются владельцами сайтов.
12. Контролируйте информацию, которую загружает ребенок (фильмы, музыку, игры и т. д.)
13. Интересуйтесь, не посещают ли дети сайты с агрессивным содержанием.
14. Научите детей ответственному и этическому поведению в онлайн. Они не должны использовать Интернет для распространения сплетен, угроз другим и хулиганских действий.
15. Убедитесь, что дети консультируются с вами по поводу каких-либо финансовых операций, совершая заказы, покупки или продажу через Интернет.
16. Информируйте детей о потенциальном риске во время их участия в каких-либо играх и развлечениях.
17. Общайтесь с ребенком, как с равным партнером, демонстрируя свою заботу об общественной морали.

Вывод

Используя эти рекомендации, вы имеете возможность максимально защитить детей от отрицательного влияния Всемирной сети Интернет. Но помните, Интернет- это не только средоточие разврата и жестокости, но и самая богатая в мире библиотека знаний, развлечений, общения и других полезных вещей. Вы должны научить детей правильно пользоваться этим неисчерпаемым источником информации. И главное, ребенок должен понимать, что вы не лишаете его свободного доступа к компьютеру, а, прежде всего, оберегаете. Ребенок должен вам доверять.

Кобец Юлия Николаевна, учитель английского языка. Балаклейская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 2, г. Балаклея Харьковская область

Чтобы скачать материал или !

Родительское собрание «Ребенок и компьютер. Опасная грань».

Материал подготовила:

педагог – психолог МАОУ «СОШ № 7»

г. Усть-Катава

Введение.

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером и Интернетом постоянно – на работе, дома, в машине, в самолете, в маршрутном такси. Постепенно компьютер и Интернет становятся неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу нашли массу поклонников среди детей и взрослых. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост количества людей, фанатично увлекающихся компьютерными играми - геймеров (от английского «game» - игра).

Как правило, геймеры – это люди с определенными личными переживаниями и проблемами, такими как низкая самооценка, отсутствие личной жизни или неудачи в ней, неправильная оценка жизненных ценностей и общее разочарование в жизни. Поэтому компьютер и все, что с этим связано, – единственное, что для них становится действительно важным. Чем реалистичнее игры и чётче картинки, чем больше в игре подробностей, напоминающих ход человеческой жизни, тем степень зависимости будет выше и тем сложнее избавиться от нее. Ну и, конечно, особую роль играет такое явление, которое связано с тем, что доминирующее количество электронных игр делает ее участника “агрессивным палачом”, так как в ходе игры приходится убивать своих противников. Сегодняшние игры реалистичны в показе таких деталей, как человеческое тело, кровь, – в общем, все, что сопутствует насилию над человеком.

Один компьютерный геймер, который увлекается в основном играми типа 3D-Action («трехмерное действие», вид «из глаз») сказал: «Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным , поэтому стараюсь побыстрее прийти домой и снова сесть играть» Т. е. мы видим, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности. Здесь мы находим аналогии с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без компьютерной игры.

Действительно, ведь компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры.

Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Всё! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям. Ребенок приучается жить и действовать по инструкции.

Кибер-зависисмость – это непросто новое слово, это диагноз, который сегодня врачи могут поставить огромному числу наших детей и подростков.

Проблема зависимого поведения актуальна и требует изучения.

Давайте вместе разберемся, что же такое «Компьютерная зависимость» наших детей и как с ней бороться нам, родителям.

Компьютерная зависимость.

Зависимость от компьютера включает в себя:

· Интернет-зависимость;

· зависимость от компьютерных игр;

· зависимость от работы на компьютере.

Это всё, что так или иначе, связано с проведением длительного времени за компьютером.

Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

Почему компьютер так притягивает детей?

Почему дети становятся зависимыми от компьютерной игры?

Давайте вспомним свое детство: «Мы часами играли в индейцев и разведчиков, в школу, магазин и больницу, менялись ролями, лазали по стройкам и старым домам, прыгали с крыш, делали луки, наконечники для стрел, деревянные ружья, стреляющие металлическими пульками, доходило порой и до травм. Однако же при этом не теряли рассудок! Но в том-то и дело, что все дворовые игры происходят в реальном мире, детям нужно рассчитывать на свои собственные силы, учиться правильно оценивать ситуацию, не воображаемую, а происходящую на самом деле, адекватно реагировать на жизненные, а не запрограммированные кем-то обстоятельства. Им нужно учиться жить, а не играть. В виртуальной игре все не так, все «понарошку», но проблема в том, что, погрузившись с головой в виртуальный мир, они это «понарошку» со временем начинают воспринимать как реальное событие.

Как грозно зазвучало это словосочетание «компьютерная зависимость» после ряда трагических случаев.

Многих шокировала смерть школьника в Екатеринбурге. Он 12 часов просидел в компьютерном клубе , после чего у него случился инсульт.

Еще одна трагедия, связанная с компьютером, случилась на Дальнем Востоке - 16-летний подросток убил мать за то, что она не давала ему денег на «стрелялки». И он сговорился с друзьями убрать «помеху». Подростки пришли к нему домой и задушили женщину. После чего отправились в компьютерный салон.

Уфимский студент ранил ножом отца за то, что тот уже глубокой ночью вырвал провода из компьютера, не дав ему доиграть эпизод в «любимой игре», а затем выбросился из окна и разбился насмерть.

В Туапсе подросток из-за того, что родители отобрали у него клавиатуру компьютера, чтобы он не смог ночью играть в свою любимую игру «Готика», убил спящего отца, нанеся ему шесть ударов молотком по голове, а затем позвал мать и под страхом смерти заставил ее вернуть отобранную клавиатуру, после чего спокойно пошел доигрывать.

Можно продолжать до бесконечности… Люди с головой погружаются в виртуальное пространство, однако уход из реального мира не остается бесследным для психического здоровья человека. И чем безумнее и агрессивнее игра, тем ощутимее удары по психике. Далеко не все выдерживают такой сумасшедшей нагрузки и ломаются.

Эти случаи – исключения из правил или предвестники будущих трагедий? Насколько серьезна такая проблема, как компьютерная зависимость у детей и подростков ? Ведь именно они больше всех подвержены в настоящее время компьютерной зависимости.

Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир.

1. Одной из причин является жажда приключений , которые подросток может получить в различных компьютерных играх.

2. Другой причиной может стать детская безнадзорность , т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.

3. Следующей причиной могут стать постоянные конфликты между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение.

4. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.

5. Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем.

6. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной.

7. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности.

8. Чтобы снять эмоционально-психологическое напряжение , дети уходят в виртуальный мир.

9. Если ребенка не устраивает его семья , а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир компенсирует недостаток внимания и отношения с родителями.

10. Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир.

Ритм современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи. Отсюда и возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий ребенка ожидает в квартире лишь его преданный товарищ – компьютер. А когда родители совершенно не интересуются компьютером и тем, что именно делает ребенок за ним, то процесс полностью выходит из-под контроля.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в виртуальную реальность.

Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний.

У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками. А бессонные ночи, проведенные за компьютером, способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека, вследствие чего резко повышается вероятность заболеваний. Вдобавок сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы – к различным заболеваниям глаз.

Снижение аппетита вплоть до полной утраты чувства голода, прием пищи «не отходя от компьютера»;

Резкое повышение в таких «естественных» стимуляторах общения, как курение, кофе, алкоголь;

Соматовегетативные расстройства, как следствие недосыпания, недоедания, психического и физического переутомления: потливость, тахикардия, колебания артериального давления, головные боли, тошнота, озноб, боли в спине, глазах, запястье.

§ Третья стадия – стадия социальной дезадаптации.

В частности:

Появляется постоянная потребность в сетевом общении при отсутствии ощутимого удовольствия от него;

Выраженное депрессивное состояние при непродолжительном воздержании от общения в Сети;

Нарастающая апатия, вялость, сужение круга интересов, резкое снижение активности;

Профессиональный крах, глубокие семейные проблемы, социальная изоляция.

Одним из важных факторов формирования компьютерной зависимости являются свойства характера – повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем. Молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе .

На что надо обратить внимание родителям, если их ребенок очень увлечен компьютером?

Признаки, которые встречаются у детей страдающих компьютерной зависимостью:

· когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок выражает яркое нежелание делать это;

· если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

· если ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

· если ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

· если ребенок забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

· если начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;

· если начинает проводить ночи у компьютера;

· если забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

· как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

· чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

· если начинает прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

· если находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

· если угрожает и шантажирует, когда ему запрещают играть на компьютере;

· когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

· если происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

· если он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

Я обращаюсь к родителям, дети которых играют в виртуальные игрушки: пока не поздно, обратите самое серьезное внимание на их опасное увлечение. Посмотрите, в какие именно игры они играют! И если это окажется какими-то «страшилками», «стрелялками», немедленно принимайте меры.

О каких же мерах может идти речь?

Самым очевидным, интуитивным методом борьбы для большинства родителей являются своеобразные репрессии: – они резко ограничивают время игры, ставят условия «допуска» к компьютеру или вовсе отлучают от любимого занятия на неопределенный срок.

Сработавшие в одном случае, в другом они же приводят к противоположному результату - игровая зависимость и ее негативные последствия только усиливаются.

Рассмотрим самые распространенные решения родителей и то, к чему они приводят в действительности.

1) Зачастую, решив положить конец игровой зависимости ребенка, родители принудительно сокращают его времяпровождение за компьютером. Руководствуясь скорее чувствами, нежели здравым смыслом, они сокращают «игровое время» единовременно и сразу в несколько раз, до единственно «безопасной», на их взгляд, величины. Но ребенок, привыкший проводить за компьютером, скажем по пять-шесть часов в день, естественно, воспримет позволение играть только час или даже полчаса как форменное издевательство и будет реагировать крайне негативно.

Наиболее неудачным вариантом (говорящим только о беспомощности родителей) является полное отлучение от компьютера, приводящее к самым болезненным и непредсказуемым реакциям со стороны ребенка (известны случаи суицида и убийства родственников).

Многое, безусловно, зависит от самого ребенка. В части случаев санкции дают результат – не без переживаний, они оставят (по крайней мере, временно), ненавистную родителям привычку. Впрочем, это не гарантирует, что образовавшийся вакуум свободного времени они не заполнят какими-то худшими и опасными занятиями, нежели прозябание за компьютером.

Но с некоторыми детьми, особенно подростками, ограничения и запреты приводят только к худшим последствиям. Они, внешне соглашаясь с мерами родителей, в тайне от них стараются наверстать потерянное игровое время. Хорошо, если конфликт разворачивается дома, когда дети в тайне играют ночью или используют каждую минуту пока родители на работе (часто дети начинают прогуливать школу, чтобы такого времени было больше). Гораздо хуже, если ребенок, больше не имея возможности играть дома, идет в игровой клуб. Попав в эти сети, он будет постоянно нуждаться в деньгах, находиться вне дома, совершенно не исключено, что попадет в дурную компанию.

Всё это может привести к самым печальным последствиям, не сопоставимым с изначальной проблемой. Весь ужас подобной ситуации кроется в том, что родители неожиданно теряют все механизмы воздействия – им остается только следить за своим чадом или помещать его под «домашний арест».

Таким образом, «силовой» вариант, хотя и прост (а в ряде случаев и эффективен), но, в то же время, несет немалый риск обострить ситуацию по принципу занозы, когда неловкое обращение только загоняет ее глубже.

2) Другой популярный подход - это вступать с детьми в своеобразные торги, позволяя играть некоторое время за выполнения тех или иных обязанностей.

Если речь идет об уроках, особых улучшений в учебе ждать не стоит – думая только о том, что его ждет после, ребенок вряд ли извлечет много пользы из автоматически сделанного задания. И даже если речь идет просто о помощи по дому, этот путь так же ведет в тупик – качественно ничего не изменится, ребенок по-прежнему будет находиться в зависимости, но все только усугубится вмешательством родителей, цинично использующих его слабости.

Данный вариант по последствиям мало отличается от простого ограничения без условий – ребенок может и, скорее всего, попытается играть больше, обманывая родителей, когда это можно.

Прежде всего, родители должны осознать, что это не «ерундовая» проблема, которую можно решить простым изгнанием ребенка из-за монитора. Понять, что целыми днями он играет не потому, что плохой, глупый или ленивый. Причина в ином: ему чего-то не хватает и у него есть проблемы (по их, родителей, недосмотру), а компьютер со всем своим содержимым, являясь почти идеальным суррогатом всего на свете, только заменяет пустоту или болезненные области в жизни ребенка. Следовательно, для успешной борьбы с нездоровым увлечением ребенка, родители не должны окатывать его волной негатива и репрессий, а напротив, набраться смелости и принять ответственность на себя.

Как правило, корень зла в том, что они были недостаточно внимательны и упустили момент, когда ребенку требовалось участие, но рядом оказались не они, а только компьютер.

Так же необходимо не просто отнимать у ребенка его привычное времяпровождение, но давать что-то взамен - нечто столь же увлекательное, но из реальной, а не виртуальной жизни. Родители окажутся перед непростой задачей – составить конкуренцию новейшим, искусно сделанным компьютерным играм. Но в некотором смысле это справедливо - им придется искупать свою вину, возвращая ребенка из мира грез в который они его однажды сами впустили. И чем дольше ребенок там был, тем сложнее будет задача папы и мамы.

И, наконец, постепенность. Если дела с зависимостью обрели столь пугающие формы, что в любом случае необходимо сократить время ребенка за компьютером (допустим, если он играет по 12 часов в день, в том числе, и ночью), нужно делать это постепенно. Последовательно «отрубая» ему по часу в день каждые несколько недель и разбивать его игровое время (без резкого сокращения) на две части для образования перерыва.

Проще отвлечь от компьютера детей младшего возраста – им свойственно быстрее переключаться и менять интересы. Вероятно, наиболее действенным решением окажется запись ребенка в какую-нибудь секцию, если позволяет время (не следует перегружать его через меру), даже две. Впрочем, выбирать надо осторожно и учитывая мнение ребенка – ему должно быть действительно интересно там, куда вы его отправите. В противном случае, секция превратиться для него в «каторгу», которой он будет стараться избегать. В то же время, занятия в кружке рисования или танцев отнюдь не освобождают родителей от необходимости и самим принимать участие в «реабилитации» ребенка. Совместные походы, пусть даже по незамысловатым развлечениям, таким как цирк, детский театр, посещение пляжа, да и вообще, любое совместное времяпровождение, скорее всего, отдалят ребенка от компьютера. Не обязательно даже каждый раз придумывать что-то особенное или куда-то уводить юного любителя компьютерных игр – можно отвлечь его и дома, не пожалев времени на совместную игру или интересное дело. Безусловно, все это потребует наблюдательности, терпения и времени – родители должны уметь действительно заинтересовать ребенка в альтернативе компьютеру. В противном случае, результат будет нулевой, «отмучившись», ребенок захочет вернуться к монитору.

Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, как правило, выводят человека из зависимости. Преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самоосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром. При этом процессе очень важна поддержка и помощь близких.

В конце концов, компьютерные игры не самое опасное и вредное увлечение, искушающее современных детей. Очевидно, что оно нуждается в родительском контроле, но вести борьбу на полное искоренение бессмысленно – ничего страшного, если ребенок будет играть в разумных пределах, главное, чтобы это не мешало его делам и будущему в жизни реальной. Как показывает опыт, многие дети, вырастая и находя новые интересы, сами постепенно отходят от детских увлечений играми или уделяют им меньше времени, чего некогда и хотели родители.

Профилактика.

На сегодняшний день огромную опасность таит в себе Всемирная паутина – Интернет.

В Интернете любой желающий может найти все что угодно, включая опасное и непристойное: порнографию, нецензурную лексику; группы, призывающие к противоправным деяниям и даже суициду. И это проблема не только родителей, но и создателей сайтов и интернет-провайдеров и государства.

Споры о том, как защитить детей от негативного влияния Интернета, продолжаются. К примеру, обсуждается возможность установки фильтров, чтобы дети имели доступ только к определенному контенту. Но фильтры везде не поставишь, а запретный плод так и манит… На помощь могут прийти нравственные установки, которые закладываются в семье и транслируются через образование. Именно они позволяют ставить внутренние ограничения при решении вопросов: употреблять или нет нецензурную лексику, искать ли в Сети познавательный или пошлый контент. Внутренний фильтр часто является единственным регулятором, который позволяет дистанцироваться от непристойностей и экстремизма.

Кроме того, ребенок должен знать правила безопасного пользования Интернетом:

· С самого первого дня появления в доме компьютера необходимо показать несовершеннолетнему все возможности "нового друга": с помощью его интересно интеллектуально развиваться, получать необходимую и полезную информацию, заниматься учебой т. д.

· Компьютер необходимо располагать там, где удобнее контролировать его использование несовершеннолетними: в гостиной или другой общей зоне. Но не в детской. Так у ребенка будет меньше соблазнов нарушить запрет. Если ситуация вышла из-под контроля - воспользуйтесь паролем доступа (не зная его ребенок не сможет сам включить компьютер).

· Установить четкие требования к использованию компьютера и Интернета, и всегда требовать их неукоснительного выполнения.

· Убедите ребенка, что виртуальное общение с незнакомыми людьми не менее опасно, чем аналогичные разговоры на улице.

· Объясните, что ни при каких обстоятельствах не следует сообщать незнакомым людям номера телефонов, пароль компьютера и прочую информацию о частной жизни семьи. Нельзя отвечать на послания по электронной почте с запросами о личных данных: если такое письмо пришло, то это мошенничество.

· Предупредите ребенка, что он должен поставить вас в известность и попросить разрешения, если захочет встретиться с кем-то из знакомых по компьютерной переписке.

· Объясните ему, что он должен делиться с вами компьютерными секретами, а также сообщать обо всем, что его испугало, обидело или возмутило во время посещения Интернета.

· Научите ребенка внимательно относиться ко всем ссылкам, которые присылают в социальных сетях, по «аське» или электронной почте, особенно от незнакомых людей, так как они могут содержать неприемлемую информацию или вирусные программные продукты. Даже если ссылка пришла от знакомого человека, необходимо быть предельно внимательным. Вполне возможно, что аккаунт знакомого уже взломан и от его имени рассылаются спам и вирусы. Следует остерегаться также скачивания неизвестных файлов, пришедших на почту или в «аську», даже если файл пришел от знакомого. Лучше уточнить у отправителя, что это за файл.

· Объясните ребенку, что бесполезно «ходить» по ссылкам и банерам, предлагающим крупный выигрыш и другие нереально выгодные услуги. Это относится и к информации о том, что он стал победителем лотереи или розыгрыша приза.

· Вместе с ребенком учитесь искать интересную информацию в Интернете, ведь если ребенок настроен на позитив, то меньше вероятности, что он заинтересуется негативным контентом.

· Учите ребенка включать внутренний фильтр, когда он попадает на тот или иной сайт или видит призыв его посетить.

· Научите внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки sms -сообщений, во избежание потери денег.

· Составьте список полезных, интересных и безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок.

· Регулярно отслеживайте ресурсы, которые он посещает. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривали ваш сын или дочь.

· Всегда помните народную мудрость: «Сладок только запретный плод!». В связи с этим избегайте таких фраз, как «У тебя есть 15 минут в день на игру в компьютер!» Ведь при подобных условиях ребенок будет ждать этих 15 минут оставшиеся 23 часа 45 минут. Требование выключить компьютер должно быть мотивированным. Например, «Те, кто придумал эту игру, предусмотрели все, чтобы ты не смог остановиться. Попытайся переиграть их планы!». Не позволяйте ребенку зацикливаться на игре, которую не удается завершить. Пусть сделает перерыв и позвонит друзьям, чтобы проконсультироваться, как справиться с задачей.

· Ограничьте время пребывания за компьютером.

Ребенок до 7 лет полностью идентифицирует себя с виртуальным образом и не готов с ним расстаться. Для дошкольника компьютер - лишнее. В этом возрасте очень важно развивать воображение, которое в свою очередь формирует мышление ребенка. Длительное общение с компьютером, особенно в дошкольном детстве отсекает воображение как нечто ненужное. Дети с развитым воображением, как правило, в компьютерную зависимость не попадают. В идеале компьютер должен появиться в доме не раньше, чем ребенку исполниться 11 лет. После 12 лет наступает менее опасный период, обычно у подростка формируется способность различать виртуальные и реальные образы. Однако необходимо помнить, что все дети развиваются по-разному, и нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Главное, не позволяйте играть в компьютер за 1,5 - 2 часа до сна и особенно ночью.

· Общайтесь со своим ребенком «на одной волне».

· Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ребенку решить его проблемы. Помните, что для ребенка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа его самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.

В заключение следует отметить, что в силу развития научно-технического прогресса, овладение компьютерными технологиями стоит вопрос о грамотном построении процесса общения ребенка с компьютером, сводя к минимуму его отрицательное влияние на психическое здоровье ребёнка.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Родительские собрания в детском саду

Родительское собрание в детском саду
«Ребенок и компьютер»

Мелехова Оксана Викторовна, учитель-дефектолог
МБДОУ д/с №1 г.Лысьва, Пермский край

Уважаемый родители! Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Во время нашей встречи мы постараемся вместе разобраться: компьютер - добро или зло?

Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка? (ответы родителей)

Вы абсолютно правы - игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой.

В чем особенность компьютера? Сейчас я вам об этом расскажу.

  • Компьютер является интерактивным средством.
  • Компьютер - это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
  • Компьютер - дополнительное педагогическое средство развития ребенка.
  • Компьютер - многовариативный дидактический материал.

Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером?

(Дискуссия родителей)

Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитии ребенка-дошкольника. А для этого устроим «компьютерный ринг». На каждом из лежащих на столе листов обозначено то или иное свойство компьютера и компьютерных игр. Задача команд - выбрать нужные и, опираясь на них, постараться убедить членов другой команды в истинности именно вашего мнения (Приложение 1 ) .

(Проводится диспут «Компьютерный ринг»)

Сейчас я расскажу, что выяснили ученые о положительном влиянии компьютера на ребенка.

Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.

Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.

Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.

Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играют наши дети. А компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют следующие их виды:

  1. Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить всех врагов, кем бы они не были.
  2. Игры-приключения, в которых герой как бы проходит по страницам повестей и романов. В основном они представляют собой ситуации в виде мультфильма.
  3. Игры стратегические, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры.
  4. Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.
  5. Обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений и т. д.
  6. Диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д.
  7. Графические игры, связанные с рисование, конструированием.

(Выслушиваются мнения родителей)

А как трудно правильно выбрать компьютерную игру для ребенка! Их так много! И каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А ведь специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста. Вот они:

  1. В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры. Функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий.
  2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, чем традиционный шрифт компьютера.
  3. Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.
  4. Темп движений преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.
  5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
  6. Нежелательно применение системы оценок в баллах.
  7. Лучше, если программа имеет логическое завершение - построен дом, нарисован рисунок.

Но важно не только правильно выбрать игру. Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. Сколько времени тратить ваш ребенок на компьютерные игры? Вы считаете, что данное количество времени является достаточным? А может, его слишком много? Или, наоборот, мало?

(Ответы родителей)

А я хочу рассказать вам о тех правилах, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.

(Зачитывается памятка для родителей. Приложение 2 )

Что же, мы смогли убедиться, что при рациональном применении компьютер может стать полезным средством развития ребенка.

(Родителям раздаются памятки с правилами работы для детей дошкольного возраста на компьютере.)

Приложение 1.

Компьютер:

  • Вызывает положительный интерес к технике.
  • Полностью захватывает сознание ребенка.
  • Развивает творческие способности, воображение ребенка.
  • Устраняет страх ребенка перед новой техникой.
  • Отрицательно влияет на физическое развитие детей.
  • Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости.
  • Позволяет развивать кругозор ребенка.
  • Повышает состояние тревожности, нервозности, страха.
  • Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность.
  • Снижает двигательную активность детей, способствует развитию гиподинамии.
  • Позволяет получать новые знания.
  • Ухудшает зрение ребенка.
  • Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления.

Приложение 2.

Памятка для родителей:

  1. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
  2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
  4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  5. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
  6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
  7. В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
  8. После игры с компьютером нужно сделать зарядку для глаз.
  9. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.

Задачи собрания:

  1. Показать возможность использования компьютера в учебной деятельности и в домашних условиях.
  2. Обсудить с родителями проблему компьютерной зависимости, ее причины и проявления.
  3. Познакомить родителей с рекомендациями по профилактике компьютерной зависимости.

Форма проведения: беседа с элементами лекции.

Подготовительная работа к собранию:

1. Подготовка материала по проблеме.

2. Анкетирование родителей.

3. Оформление выставки "Компьютерные игры, в которые играют наши дети" (из дисков с компьютерными играми).

4. Создание электронной презентации. Приложение 1.

5. Создание памяток для родителей. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Вступительное слово.

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми.Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией. В то же время, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с "металлическим другом"?

К сожалению, как нет лекарства от всех болезней, так нет универсальных ответов на вопросы, связанные с воспитанием детей. Поэтому давайте попробуем проанализировать все "плюсы" и "минусы" увлечения компьютером, а также учесть индивидуальные особенности ребенка и той ситуации, в которой он растет.

2. Результаты анкетирования родителей.

Мы провели анкетирование среди родителей учеников 6 - 11 классов, в котором участвовало 105 человек.

1 вопрос "Есть ли у Вас дома компьютер? Слайд № 2.

ДА - ответили 82 %, НЕТ - 18 %, т.е. компьютер есть у 4 человек из 5.

2 и 3 вопросы. Сколько времени в день ребенок и Вы проводите за компьютером? Слайд № 3.

Сравните на слайде. По сравнению с родителями дети проводят за компьютером гораздо больше времени.

4 вопрос. Цель использования компьютера ребенком. Слайд № 4.

Треть детей используют компьютер для игры.

3. Польза от использования компьютера.

ВОПРОС родителям: Как Вы считаете, от использования компьютера больше пользы или вреда?

Диалог с родителями. Родители называют как ребенок с пользой может использовать компьютер.

КОМПЬЮТЕР, безусловно, приносит пользу. Слайд №5.

А чем же могут быть полезны компьютерные игры?

Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих. Так, для подростков подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам. Даже самый скептичный родитель вряд ли сможет отрицать положительное влияние такого рода игр на развитие ребенка.

Во-вторых, даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Этим можно воспользоваться в обучении тех детей, у которых не сформирована собственно познавательная мотивация. Причем для учеников со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание, и, чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку не нужно прилагать никаких усилий, т. е. его внимание в этот момент непроизвольное. При этом увиденное легко запоминается, так как непроизвольно функционируют эмоциональная и образная память, развитые у детей обычно лучше, чем механическая и логическая.

В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации. Иными словами, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране.

В-четвертых, игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. А дети привыкают к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений; написанных слов - когда возникает необходимость мыслить отвлеченно, без опоры на конкретный образ предмета, о котором идет речь.

В-пятых, путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем. Многие сочтут довольно сомнительным достоинством компьютерных игр. И частично будут правы. В последнее время тема агрессии и насилия на экранах телевизоров и мониторов совершенно оправданно беспокоит родителей, психологов и педагогов. Здесь нужно проявлять осторожность.

4. Игромания. Причины и симптомы.

Вопросы к родителям

  • Боитесь ли Вы общения вашего ребенка с компьютером?
  • Изменилось ли поведение вашего ребенка после появления в доме компьютера?
  • Как Вы относитесь к компьютерным играм?

ОДНО из опасений - увлечение компьютерными играми.

В игре, виртуальном компьютерном мире, где можно стать кем угодно, достаточно только "загрузить" игру. Для этого совсем не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, можно не скрывать злость и агрессию.

Любая толстушка может стать топ-моделью, а щуплый паренек - супер-героем. И всего-то надо иметь компьютер и сотню рублей на новую игру. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тоже...

Компьютерная зависимость - проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры. Производство игр для компьютеров и мобильных телефонов - это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети. Давайте посмотрим на диски, которые представлены на нашей выставке "Компьютерные игры, в которые играют наши дети".

Что такое "игромания"?

Игромания - это психологическая зависимость человека от компьютерных игр (как, впрочем, и от других), которая влияет на его физическое и психическое здоровье.

Почему происходит. Давайте проанализируем, чем привлекают детей игры? Слайд № 6, 7.

Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, - это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Здесь немного полутонов, не нужно разбираться в хитросплетениях человеческих душ, предугадывать последствия своего поведения. Правила ясны: убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.

Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими и т. п. То же касается и конечности нашего существования. С определенного возраста все нормально развивающиеся дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Щедрые создатели виртуальных забав предлагают пользователям даже в одной игре зачастую по несколько жизней. Как приятно в очередной раз, когда тебя победил страшный враг, с оптимизмом спросить: "Ну, ничего. Сколько жизней у меня осталось?".

Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке (не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему воспитаннику представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.

Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главными героями - почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то "переделать" себя, а кроме этого преодолеть чувство досады, что ты "не один такой умный"!

Маленькие дети, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по желанию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами. Естественно, что роль властелина для детей очень привлекательна, так как пока они могут сказать намного больше предложений, начинающихся со слов "я хочу", чем со слов "я могу".

И, наконец, сам компьютер - замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

Отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, "тормозить", он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, "просчитать" ситуацию.

Ребёнок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.

Ребёнка не приучили к сотрудничеству, он не научен советоваться, а значит слушать и самое главное - слышать советы и рекомендации. Такая "глухота" начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребёнка - непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.

Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.

Ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.

Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребёнок уходит в виртуальный мир.

Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, согласованные действия.

Ребёнку в семье некомфортно, так как комната - его личное пространство - устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения.

Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих, замкнутость.

Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за "застрявшим" товарищем.

Симптомы игровой зависимости Слайд № 8.

  • Большую часть свободного времени (6-10 часов в день) ребенок проводит за компьютером.
  • У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных.
  • Если на ваш запрет сидеть за компьютером школьник реагирует агрессивно или становится тревожным.
  • Ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.
  • Во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны.
  • Он становится более агрессивным.
  • Ребенок, увлеченный игрой или общением в Интернете, забывает про еду и личную гигиену.
  • Школьник трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии. Настроение повышается только тогда, когда ребенок садится за компьютер.

Почему формируется игровая зависимость? Первое и необходимое условие формирования любой зависимости - чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности (фрустрация).

Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным (может, например, ломать предметы, вымещать зло на посторонних людях вплоть до преступлений), либо стремится "уйти". А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру...

В компьютерной игре человек может одновременно и "выплеснуть" свою агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда же возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, "заброшенность" детей, завышенные требования, которые им предъявляют взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости - удовольствие. Во что бы человек ни играл, в солдатики или "стрелялки", во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость.

Все мы, наверно, играли в компьютерные игры или пробовали вытащить мягкую игрушку из автомата. Но почему одни становятся игроманами, а другие нет?

Во многом это зависит от особенностей характера человека.

Психологи выделяют 2 типа: Экстраверты и интроверты (в чистом виде встречаются редко).

Экстраверты Направлены на общение, ответственны, причины неудач - свои ошибки, решительны, не ждут чуда, действуют.

Интроверты - направлены на внутренние переживания, от них мало что зависит, сваливают на происки судьбы

Какого типа ваш ребенок? Кого обвиняет в неудачах? Как часто мечтает о спасительном чуде? Может приложить усилия для достижения цели или бросает начатое на полпути?

Это третья причина формирования зависимости

Четвертый фактор - СТЕПЕНЬ ВНУШАЕМОСТИ, иными словами, его готовность подчиниться чужой воле

Обычно попадают дети, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиниться лидеру.

Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд на происходящее, поощряйте инициативность. Это лучшая профилактика зависимостей.

В "ГРУППЕ РИСКА" находятся дети, которые мечтают быть лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками сидеть за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им необходимо помочь реализовать свой потенциал: поддерживать любые начинания, развивать таланты и способности.

Исключите, удалите из компьютера следующие игры. Слайд № 9.

5. Сетеголизм. Признаки зависимости.

Сегодня практически у каждого дома есть выход в Интернет. Какой вред может принести подростку выход во всемирную паутину.

Посмотрите видеоролик. Слайд 10.

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.

У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

Предвкушение следующего сеанса он-лайн;

Увеличение времени, проводимого он-лайн;

Увеличение количества денег, расходуемых он-лайн. Слайд 11.

По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет.

В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности.

Со временем такие пользователи постепенно "остывают" к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям.

6. Профилактика компьютерной зависимости.

По нашему опросу 30 % родителей считают, что их дети зависимы от компьютера, а это треть опрошенных респондентов. Слайд № 12.

Что же делать?

Игровую зависимость, как и любую другую, легче предотвратить, чем лечить.

К сожалению, многие родители нередко сами вовлекают своего ребенка в виртуальный мир. Им кажется, что сидеть за новой компьютерной игрой - лучше, чем гулять непонятно где на улице. "Не дай бог, попадет еще в плохую компанию! Нет уж, пусть лучше играет", - полагают некоторые папы и мамы.

Но мало кто из них задумывается о том, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья, к проблемам в половой сфере из-за чрезмерного облучения еще только формирующегося организма, к замедленному развитию и деформации личности, утрате чувства реальности.

Кроме того, компьютерная зависимость воспитывает в ребенке агрессию: подростки начинают воспринимать реальный мир как угрозу, считая врагами даже своих близких.

Что делать родителям? Слайд № 13.

Первое: общайтесь со своим ребенком "на одной волне".

С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.

Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ему решить его проблемы.

Помните, что для подростка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.

Второе: ограничьте время за компьютером.

Врачи-офтальмологи считают, что ребенок в возрасте 7-12 лет ребенку можно сидеть за компьютером 2-3 часа, но не ночью.

После 12 лет наступает менее опасный период, поскольку у подростка формируется способность различать виртуальные и реальные образы.

Однако нельзя забывать, что все дети развиваются по-разному. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Но главное - не позволяйте своему чаду играть в компьютер за 1,5-2 часа до сна и особенно ночью.

Третье: компьютер - во благо!

Научите ребенка использовать компьютер и Интернет в помощь учебе. Следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь держать в домашнем компьютере "добрые" игры или игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем "бродилки" и "стрелялки". Если у вас дома есть и агрессивные игры (часто ими интересуются папы, поэтому тяжело запретить ребенку в них играть), то ограничьте их время до 40-50 минут в день.

Если вы заметили, что ребенок начинает разговаривать с персонажами игр, не подпускайте его и близко к монитору.

Четвертое: "как прекрасен этот мир, посмотри!" Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секция или студия может быть любой направленности, главное - чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос, динозавры, да что угодно!

Обязательно ходите всей семьей в театр, музеи, кафе, выезжайте на пикники. Посещайте другие города (пусть даже с экскурсией и всего на несколько дней или даже часов), чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.

Как лечить игромана?

Вероятно, общения с психологом в этой ситуации будет недостаточно. Обратитесь к психиатру или психотерапевту. Для лечения игровой зависимости обычно применяют психотерапию, гипноз или лекарственные средства.

Игроманы часто впадают в депрессию, для преодоления которой могут понадобиться антидепрессанты. Скорее всего, преодолеть уже сформировавшуюся зависимость собственными усилиями родителям будет сложно. Не теряйте время и обратитесь к врачу.

7. Заключение.

Теперь, когда мы рассмотрели все основные "плюсы" и "минусы" виртуальных игр, наверное, будет проще найти свою "золотую середину" в общении с компьютером для каждого ребенка, исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей и, сделав, таким образом, из "механического противника" друга, помогающего решать различные задачи развития ребенка.

При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем.

Уважаемые родители, за жизнь, здоровье и всестороннее, гармоничное развитие своих детей ответственны ТОЛЬКО ВЫ. Осознайте это и не пеняйте на зеркало и производителей компьютерных игр.

Список литературы

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2007.
  2. Журнал "Здоровье школьника" № 9 ноябрь 2006 год


 

Возможно, будет полезно почитать: